(Таиланд 05) Аюттхая – время храмов

Сначала можно прочитать о том, как я добирался до этого замечательного города, совсем рядом со столицей Таиланда:

Для того, чтобы посмотреть все храмы города нужен минимум полноценный викенд, однако у меня было лишь полтора дня. Пришлось побегать. Взял велосипед и проехал по центру города, а потом записался на экскурсию и прокатился на лодочке. Очень интересно. Если вы по какой-то причине не были в Аюттхайе, то настоятельно рекомендую поехать туда.

Многие гореблогеры советуют брать тук-тук напрокат или мотобайк, но это подойдет лишь тем, кто хочет посмотреть основные – туристические достопримечательности. Ведь во многие парковые и храмовые зоны въезд на моторизованных транспортных средствах закрыт, а пешком их обходить по жаре очень тяжело!

Я не претендую на полноту описания, поэтому рекомендую перед поездкой ознакомиться с лучшим сайтом про историю древней столицы, а если хотите посмотреть фотографии в высоком качестве (свои я туда тоже загрузил) любых храмов города – то можете зайти в соответствующий раздел Wikimedia Commons

По поводу 1 000 000 в Аюттайе

Очень долго я не мог собраться с духом и начать писать про храмы Аюттаи. Дело в том, что тема тайской архитектура очень сложная и неоднозначная, потому что доподлинно ничего не известно. Существуют, к счастью, последнее время только среди гидов, сказочные истории о том, что население данного города составляло миллион человек 500 лет назад. Понятно, что это просто невозможно. Даже, если представить что весь ампхо мыанг когда-то был застроен также плотно как сейчас застроен тхесабан накхон (3560 человек на километр), то при площади первого в 130 километров, получится менее полумиллиона человек, а ведь никаких доказательств заселенности этой территории людьми нет. Вполне можно предположить, что население всего королевства составляло миллион человек. Необходимо учитывать, что население всей ЮВА составляло 16 миллионов, в том числе мощную Бирму, Кхмерскую империю, Малайзию, Вьетнам, Индонезию и т.д.

Нет никаких раскопок, доказывающих развитие ремесел на столь большой территории, нет ископаемых предметов быта. Получается: или раскопки и исследования просто не проводятся, или не было никакого миллиона.

Аюттайя активно и долго воюет с Бирмой, в итоге проигрывает и оставляет “миллионный” город. Но все население Бирмы составляло 3 миллиона человек, а крупнейший город грозного противника вряд ли дотягивал до 200 тыс. человек. Как же такая малонаселенная страна могла выставить равноценную по силе армию? Так что не верю я в миллион.

Тем более, что до 1905 нет письменных источников о населении Таиланда. В 1905 году Рама 5 решил заняться переписью. По самым ранним подсчетам 1919 года все население Таиланда составляет 9,2 миллионов человек, при том, что в столице, Бангкоке, к тому времени проживало 437 тыс. человек. А ведь уже тогда отмечался отток населения в столицу из регионов. Сложно представить, что за 200 лет до того, государство было настолько централизованным, что доля городского населения была выше (таких примеров в истории я не знаю).

Кстати, Москва достигла населения в миллион человек только в начале 20 века.

Так что отбросим легенды, вернее отбросим неофициальные легенды, и будем руководствоваться в описании памятников истории этого города официальными государственными данными. Это честнее. Но даже их нужно воспринимать с определенной долей скепсиса, учитывая общий мифологизм истории тайского государства. Ведь статистические и документальные письменные источники появились, в своем большинстве, начиная с Рамы 5, то есть, начала 20 века.

Велопрогулка

Когда приезжаешь в Аюттаю, сначала не очень понимаешь, какая бездна наслаждения тебя ждет. Я про храмы. Развалины очень интересные. Причем если в Лопбури пранги каменные встречаются, то здесь только кирпичные, что однозначно говорит о более поздней их постройке.

Во многие руины вход платный, так как они являются музеями. Стоимость кажется небольшой – 50-150 бат. Но это на минуточку до 400 рублей с человека. Такого я себе позволить не мог, но если будет у вас желание и возможность, то обязательно заплатите и погуляйте во время пешей экскурсии по Wat Pra Si Sanphet. Тут вы насладитесь большим количеством чеди, и головой будды, вросшей в дерево. А вот прангам можно будет уделить время во время экскурсии на лодочках.

Wat RatchaBurana

Wat PhlabphlaChai

Wat SuwanDawat

Wat Monthop

Wat Monthop – классический храмовый комплекс, я хотел в него попасть поначалу, но из него выскочила на мост стая собак, поэтому пришлось спешно ретироваться. Вообще собаки тут, как и везде в Таиланде очень агрессивны по отношению к пешеходам. Вот на мотоциклистов они практически не обращают внимания. К счастью, обычно они не очень большие и не очень крупными стаями ходят, поэтому просто идти по улице можно, лучше в хорошим таким тяжеленьким посохом-тростью, чтобы настучать особо брехливым. Получить для них пендаля – это нормально, они понимают, и сразу притихают. Но вот идти в храм, где их территория, все же опасно.

Так что удалось сфотографировать этот храм лишь с лодки во время экскурсии, и с другого берега, как раз напротив него находится ночной рынок, фото с него в 4 части рассказа про ту поездку.

Wat Thammikarat

Аюттая – удивительно зеленый город. По тайским меркам. И территории, занятые храмовыми развалинами поистине гигантские. К счастью, тут нет моря, поэтому нет очень уж большого турпотока, и развалины не застраиваются.

Wat Thammikarat – это храмовый комплекс бесплатный для посещения, существующий на пожертвования.

Причем пожертвования можно просто положить, а можно приобрести именной кирпичик, который пойдет на реставрацию. Очень интересно.

Здесь меня впервые поразило то, что огромное количество кирпича было истрачено на строительство сплошных фундаментов под разрушенными зданиями и стенами. Буквально миллионы кирпичей лежат на земле. И в подавляющем большинстве случаев высота кирпичного слоя не превышает метра.

Если предположить, что раньше на этих фундаментах стояли кирпичные же здания и храмы, как нас пытаются уверить экскурсоводы, то возникает вопрос, а куда делись все эти кирпичи. Предполагается, что после бирманских нашествий, кирпичи с развалин были растащены крестьянами для собственных нужд. Однако степень набожности населения позволяет однозначно отринуть эту мысль. К тому же, если допустить такое расхитительство святынь, остается непонятно, почему не осталось следов этих крестьянских строений. Ведь современный центр Аюттаи – либо бетон, преимущественно в центре города, либо деревянные постройки по берегам каналов.

А если посмотреть на старые фотографии, то видно, что высятся уже заросшие деревьями пранги, а на местах, где сейчас лишь фундаменты – нет ни зданий, ни заборов, ни их следов. И это в 1860-х годах.

Во время объезда территорий я обратил внимание на то, как активно эти фундаменты строятся. Да-да. Мне встретились несколько бригад рабочих, которых в классическом тайском стиле неторопливо делали кладку. Причем кирпичики были новые! То есть потихоньку идет строительство. И узнать, где старинные кирпичи, а где современные – очень сложно.

Поэтому я предположил, что длинные кирпичные фундаменты – на самом деле не основания стен, а укрепленные берега каналов, которые использовались для водостока во время дождей и орошения полей в сухой сезон. А большие по площади сплошные фундаменты, сильно возвышающиеся над уровне земли не что иное как площадки, куда в сезон наводнений сносили местные жители накопленные урожай и другое имущество. А на этих фундаментах распологалась деревянная сала, то есть здание использовалось не на регулярной основе. Вполне логично, что в остальное время, тут проводили религиозные церемонии. Нечто похожее являют наши монастыри – в обычное время они представляют из себя религиозную обитель, а в период войн – крепость и убежище для жителей.

Количество разных фигурок сказочных существ поражает, и не надо относиться очень серьезно к тайским верованиям. Вернее стоит безусловно относиться с уважением и почтением, но не искать глубоких толкований, почему тут или там находится изображение какого-то существа. К примеру тут можно увидеть огромное количество пластиковых петухов. Они стоят по линии стены разрушенного здания, скорее всего вихары. И тут нет никакого подтекста, просто смотритель развалин где-то подешевле достал петухов и решил, что это будет привлекать туристов с донейшн.

Поэтому сосуществование китайских фигурок, современных пластиковых поделок, тайских традиционных наг и яков (яки – клыкастые человекоподобные великаны) рядом – вполне естественно и не несет никакого философского подтекста.

Wat ChaiWichit

Wat Tuk

Вот к прмеру В Wat Tuk поставили зебр. Для многих тайцев зебры – такие же магические существа, как и драконы – ведь в Таиланде зебры не водятся.

Wat Worachettharam

Wat LokayaSutha

Еще очень красивым и интересным местом является лежащий Будда в Wat Lokaya Sutha. Мне повезло, совсем недавно будду накрыли новым одеялом – и выглядит это все магически.

Единственный минус – хочется постоянно пить – потому что жара стоит нечеловеческая. Июль все же больше располагает к отдыху на море. Но я не мог отказаться от такого интересного путешествия.

Wat WangChai

Wat Chedi Yai

Viharn Phra Mongkhon Bophit

Wat SriSanphet

Wat Phra Ram

Wat Langkha Dam

Wat SangkhaPat

Wat MahatHat

Экскурсия на лодочках

Начиная с Wat Chedi Suriothai приведены фотографии, сделанные во время лодочной экскурсии. Всего за 400 бат вы путешествуете вокруг центра Аюттхаи, причем посещения храмов включены в стоимость. Очень атмосферно и не столь жарко. Моя экскурсия длилась с двух часов до заката (то есть где-то до 18 часов). Несколько часов наслаждений. Единственно, что меня удивляло, что во время этого тура туристы очень мало общаются между собой. Не получилось команды, каждый фоткал себя. Мне не хватило командных действий, возможно это недоработка гида. Ну да что требовать за такие деньги.

Лодки - первый транспорт, освоенный тайцами, поэтому управляют ими лихо, рискованно, и для нас, сухопутных крыс - пугающе.

Вот навстречу нам несутся другие экскурсии.

Wat Chedi SriSuriyothai

С воды можно подняться не только к храмам, но и в жилые дома, по периметру центра города находятся три реки и канал, поэтому многие дома одной стороной смотрят на дорогу, другой на воду. Раньше никакой дороги не было, и единственным транспортом была лодка.

SAMSUNG CSC

Wat Prichai Songkhram

Как только выходишь на реку, оказываешься будто на шоссе - во все стороны носятся лодочки, неторопливо плывут гигантские баржи.
SAMSUNG CSC

Wat Phanan Choeng

Каждая из остановок была чем-то особенной. wat phanan choeng известен огромным залотым сидящим буддой. Обратите внимание, как сделаны причалы – они плавающие на гигантских направляющих, так как перепады уровня воды в несколько метров – явление сезонное и регулярное. В отличие от Бангкока, где приливы определяются уровнем воды в Сиамском заливе.

Видно, что вход с воды - равнозначный входу с суши - богато декорирован!

SAMSUNG CSC
Традиционно, колокола в Таиланде безъязыкие, но в данном случае приделали куски арматуры - выглядит ужасающе, но на что не пойдешь для развлечения туристов.
SAMSUNG CSC

Еще тут можно за небольшой Донейшн поучаствовать в создании гигантских свечей! Загадаешь желание, и оно улетит в небо вместе с дымом в какой-нибудь праздник.

SAMSUNG CSC

Wat Putthaisawan

Wat putthaisawan – тоже действующий храм, однако включающий в себя руины. Тут очень атмосферно и много летучих мышей. Их можно разглядеть на одной из фото.

Вот так выглядят классические праджекты в Аюттайе.

Конечно, каждый имеет дом имеет выход в воде, ведь можно вызвать такси и уплыть по делам:

Поэтому отличной идеей будет остановиться в таком гесте на берегу реки. Тем более, под охраной собственного пугала. Тем более, если этот гест построен в классической тайской архитектурной традиции! Да и что может быть прекрасней, чем лежать в тенечке на лежаках и любоваться снующими лодочками. Минус такого дома может быть только один - огромное количество комаров, если не повезет. Так что репелленты обязательно купите местные!

Смутить может только одно - легкий запах... сточных вод. В широкой части реки он ощущается не очень сильно, но в некоторых местах весьма заметен! Но это никак не смущает детишек, которые плавают тут же. Причем делают это не только для развлечения. Часто с водой выносит что-то ценное и металлическое, например, монетки, вот они и роются в жиже в поисках сокровищ - весело и прибыльно!

 

Но не только дети любят проводить время на воде. Взрослые посерьезней занимаются рыбалкой ради пропитания:

А кто-то забросил удочки для вида и просто пьянствует на берегу. Летом очень жарко, поэтому организм требует много воды, поэтому жители, чтобы не напиваться раньше времени разбавляют пиво водой в стакане и пьют уже крепостью 2-3 градуса. Зато потребляют его постоянно и в огромных количествах. Благо "до ветру" бегать не надо.

 

Wat Chai Watthanaram

wat chai watthanaram – второй по популярности в Аюттхае храмовый комплекс. Тут снимали известный боевик Mortal Combat. Очень крупный пранг стоит в центре. Жаль, на него запретили залезать, ведь оттуда открывается отличный панорамный вид на город.

Ой, смотрите, наши лодочки последние остались на берегу. Заждались нас "таксисты", бежим скорее, наша экскурсия подошла к концу, пора выбираться на сушу и в обратный путь - в столицу, в Бангкок!

Если вы думаете, что я побывал везде, то спешу вас обрадовать, на фото я успел снять лишь половину увиденного, а увидел где-то треть из того, что есть в городе. Я же был только в его центре, а на окраинах тоже есть интересные руины, достойные внимания. Так что желаю вам приятного путешествия, ну и себе тоже, ведь очень хочется вернуться в эту сказку, где можно свободно часами гулять среди древностей.

Многие путешественники пишут про Аюттхаю. Можете почитать у Аристона в его ЖЖ, у Вики на сайте EdemSami.com , ну и Яндекс с гуглом никто не отменял. Ну и в очередной раз советую - не смотрите видео, потому что нужно в движении все осмотреть воочию.

3 thoughts on “(Таиланд 05) Аюттхая – время храмов

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *