АвиацияГосударствоПолитикаТехнологииТранспорт

А был ли локдаун, или могут ли аэропорты улетать

Удивительное дело, в прессе активно говорится о том, что мы сидели в жестком локдауне в 2020 году, что никто никуда не ездил. Решил я это проверить. Взял показатели по пассажиропотоку через российские курортные аэропорты: Сочи и Симферополь. Рассмотрим Сочи: ярко виден скачок курортных перелетов в 80-х годах, когда началось активное разделение на бедных и богатых, расцвела кооперация и стало можно показывать свой достаток и летать на самолетах на отдых. Резкое падение отмечается в 1990-м году, когда распался СССР, население страны сократилось, сократился и пассажиропоток, да и инфляция свое добавила. Дальнейший спад объясним ростом популярности зарубежных направлений. После 2010-го года начинается активное развитие российских авиакомпаний, авиабилеты становятся более доступными, многие для самостоятельного туризма выбирают теперь не поезд или автомобиль, а самолет. Тем более аэропорт получает “пятую категорию свободы воздуха”. Практически через аэропорт теперь можно возить кого угодно куда угодно. За 10 лет количество пассажиров вырастает более чем в 4 раза.

А потом наступает страшный коронавирусный год, когда власть публично всем сказала сидеть дома. И как, послушался кто-нибудь? По крайней мере не 6,5 миллионов пассажиров, обслуженных в аэропорту Сочи. Удивительно, но падение пассажиропотока через курортную гавань составило менее 5%.

А что там у буржуев?

Все курортные аэропорты (Сплит в Хорватии, Бургас в Болгарии, Ларнака на Кипре, Бодрум в Турции) показали падение пассажиропотока минимум на 50% в 2020-м году. В график не поместилась главная курортная воздушная гавань Турции - Анталья. в 2019 она обработала 35 миллионов пассажиров, а в 2020-м - менее 10млн. Падение в 3,5 раза. И лишь Сочи и Симферополь продолжали себя отлично чувствовать.

Кстати, несмотря на то, что Крым недавно был Россией включен в свой состав, Аэропорт, обслуживающий этот регион вовсе не принадлежит государству. Еще в 2016 году контрольный пакет аэропорта был передан частной компании. Фантастика: есть аэропорт, принадлежащий администрации Крыма (государству), есть государственный банк. Появляется некое ООО с капиталом 10 тыс. руб. и договаривается с банком о предоставлении этому ООО кредита на 19 млрд. рублей по очень льготной ставке. Потом под обещание о вложении 32 миллиардов в аэропорт получает 51 процент аэропорта. Ответственностью за кредит служит теперь аэропорт, принадлежащий ООО. В случае, если у ООО ничего не получится, и 19 млрд исчезнут, то банк получит аэропорт. Если у ООО получится перестроить аэропорт, и получать от него доход, то банк получит свои деньги назад. Что получит администрация Крыма? Ничего. Ведь доход СП будет идти на погашение кредита.

Что будет, когда кредит погасят (15 лет это займет с текущими доходами)? ООО с уставным капиталом в 10 тыс. руб. будет владеть большей частью аэропорта, и получать доход от его эксплуатации, гос. банк не будет никак участвовать в этом процессе, а республика Крым будет получать часть дохода от аэропорта.

Что это за чудесные товарищи, которые владеют этим сказочно могущественным ООО - частное лицо, никому не известное. Правда это ООО в 100% залоге у структур, связанных с сыном Валентины Матвиенко, председателем Совета Федерации.

Точно так же были переданы в собственность частным компаниям и другие аэропорты в России.

А что же в Турции?

Возьмем аэропорт Даламан, принадлежащий государству. Они тоже решили, что стоит его отремонтировать, но государство не хотело вкладывать ни рубля в реконструкцию (напомню, что в Симферополе именно государственный банк профинансировал реконструкцию). Турция объявляет тендер с определенными требованиями к процессу реконструкции и будущим характеристикам аэропорта. В конкурентной борьбе побеждает частная компания, которая привлекает средства частного банка и получает право на концессию. Надо понимать, что аэропорт как был, так и остается в собственности государства. В любой момент, если частная компания нарушит условия концессии, она будет изгнана и даже управление аэропортом вернется государству. Единственное что получает частная компания, это доходы от качественного управления модернизацией и функционированием аэропорта. Или убытки… А ведь на ней еще висит ответственность по погашению кредита. А по окончанию концессионного договора управление аэропортом возвращается государству.

То есть государство дает попользоваться аэропортом временно частной компании с условием, что аэропорт будет превращен в конфетку, пассажиров и авиакомпании будут любить и радовать.

А в России:

Государство лишается права собственности на аэропорт, государственный банк вкладывает свои средства в реконструкцию, а никакого контроля ни за качеством модернизации ни за качеством обслуживания у государства не остается. Как вы думаете, может ли бенефициаром этих процессов оказаться случайный, не связанный с госаппаратом человек. Кстати, по такой схеме улетели из гос. собственности десятки аэропортов!

Вот как так? В Турции государство получает гарантию качественного обслуживания в новом аэропорту, не вложив ни копейки, а Российское государство тратит деньги, лишается собственности на аэропорт и не получает никаких гарантий. И все это в результате действий по решению одинаковой проблемы модернизации аэропорта.