Чеди в векторе и Аюттайе

Давно ничего не рисовал в Adobe Illustrator. А так как недавно выгружал в Wikipedia фоточки из Аюттхаи, то решил сделать схематический рисунок чеди. За основу взял классическую чеди Аюттайского периода Таиланда в храмовом комплексе Wat Srisanphet. Единственным отступлением от достоверности в этом варианте является уменьшение количества “блинов” в шпиле. В оригинале их – 32, да вы и сами можете пересчитать их на фото.

Сначала конечно отрисовал в контурах. Но смысла в этом большого нет, так как визуально выглядит очень грязно. Поэтому решил уйти от достоверности в сторону упрощения. Конечно все изображения разрешены к использованию безвозмездно. Верхняя картинка – векторная. Все ниже – растр.

 

Тут я убрал незначимые переходные скошенные элементы, на которых обычно наносились узоры в виде цветов лотоса. Однако основные части чеди сохранены. Вообще надо отметить, что тайские чеди очень далеко ушли от своих идейных предков, и ушли в сторону эстетической красоты, но при этом потеряли смысл первоначально закладывавшийся в эти сооружения.

Эти ступы – оригиналы, те, что встречаются в Таиланде – переработанные заимствования, увы в процессе заимствований утрачен первоначальный смысл многих элементов.

 

Вот так описываются конструкцию чеди в тайской Википедии:

  1. Стилобат приподнимающий чеди над уровнем земли
  2. Переходной элемент для рисования лотосов
  3. Тройной элемент унаследованный из ланкийской архитектуры
  4. Переходной элемент для рисования лотосов
  5. Колокол – В нем хранится изображение будды или статуя будды или мощи
  6. «Скамейка» – переходной элемент, являющийся фундаментом для шпиля
  7. Колоннада
  8. Переходной элемент для рисования лотосов
  9. Конус из постепенно уменьшающихся дисков
  10. Навершие – пика, в форме «бананового цветка» – конуса, символизирующая путь священника к нирване
  11. Капля росы – сфера, символизирующая Будду

Как мы видим, лишь в двух последних элементах используется какое-то философское толкование, все остальные – лишь функционально-предметные описания.

А чтобы не сомневаться в источнике заимствования, достаточно посмотреть на архитектуру Мьянмы. Ну а для любителей стиля “Фьюжн” лучшей пагодой будет КекЛокСи пагода на острове Пенанг, в одном сооружении объединившая Бирманскую, тайскую и китайскую архитектуру.

 

Попытался сделать иконку, однако оказалось, что слишком много все равно элементов. Потребовалось еще упростить рисунок.

Такая иконка уже выглядит неплохо и используется на моей интерактивной карте.

С тайскими источниками вообще работать очень сложно, это вызвано и сложностью тайского языка, и непостижимостью тайского мышления.

Тайские попытки систематизации – это отдельный вид искусства. Вот классический пример тайского мышления:

Круги бывают 5 видов:

  1. Они обычно круглые, как колесо
  2. Есть круги зеленые
  3. Можно нарисовать на стене – будет вертикальный круг, а можно на земле – будет лежать.
  4. У Ивана Петровича есть 3 круглых монеты.
  5. А есть не круги, а квадраты
  6. В древности тайские круги были самыми большими в мире.

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *