LatestRussia tripTravel

На один день в Калугу, зачем и как

Удовольствие доехать до Калуги недешевое, 600 рублей на бензин и 200 рублей примерно за платные дороги. Рулить придется 2,5 часа примерно, все же расстояние 180 километров. То есть 800 рублей в один конец, 1600 туда обратно и не очень хороший след в экологии. В пути придется провести около 2-3 часов

Можно выбрать более ответственный способ передвижения. И если вы путешествуете в одиночку, он даже более выгодный. От Киевского вокзала ходят несколько видов поездов в этот замечательный город. А до вокзала можно доехать на метро за 46 рублей. Надеюсь, вы выберете именно этот путь, ведь экологический след от проезда на поезде в разы ниже, чем от путешествия на авто. Скачайте приложение IZI.Travel и загрузите в него бесплатную экскурсию от ЦППК – будете ехать и слушать интересное про окрестности. Называется экскурсия «Говорящие экспрессы». Она, кстати, есть и для других направлений.

Можно поехать на простой электричке. Стоимость составит 525 рублей, но будет куча остановок и ехать придется 3 часа 20 минут.

Можно  отправиться на экспрессе – похожая электричка, но едет всего с четырьмя остановками, поэтому получается 2 часа 40 минут в пути. Правда заплатить придется уже 645 рублей – места комфортные, сиденья тканевые, при покупке билета заранее можно взять места у стола.

Можно взять места в 1 класс – более широкие кресла, удобней подголовники, цена билета 865 рублей. Правда вагоны первого класса есть не во всех электричках. И вам не надо рулить – можно расслабиться и читать книжку или путеводитель про Калугу. Все электрички прибывают на вокзал в городе – Калуга-1.

Цены зависят от дня недели и времени, на начало 2022 года примерно такие:

Есть еще один недорогой способ добраться до Калуги – это поезд ближнего действия – экспресс «Паристый», который соединяет Москву и Брянск. Причем до Калуги он едет без остановок всего за 2 часа. Места второго класса стоят около 550 рублей, места бизнес класса – 1050 рублей. Иногда ходят и поезда дальнего следования – Москва-Анапа и Москва-Климов. На последний можно взять билеты в сидячий вагон за 417 рублей. Но все поезда, в том числе и «Паристый» приезжают в Калугу-2 – микрорайон посреди леса, в 10 километрах от центра города. Конечно, тут ходит общественный транспорт, но его еще ждать…

И если в сторону Калуги утром можно уехать в разное время, то вот возращаться в Москву придется очень рано. Последний поезд – это «Паристый» в 21-07. То есть вечер еще толком не начался, а мы уже вынуждены возвращаться. Это явно в ущерб общепиту Калуги, потому что на ужин мы тут не остались. Пришлось ограничиться шаурмой в единственной палатке около «Калуга-2» и ехать домой. Благо в Паристом стоят вендинговые аппараты со снеками и напитками. Главное брать места на первом этаже, пусть даже обзор со второго этажа лучше.

По стандарту, температура в вагоне должна поддерживаться на уровне 24 градусов, но так как теплый воздух поднимается вверх, на втором этаже на пару градусов душнее. 

Ехать придется с Киевского вокзала. С одной стороны он расположен на кольцевой линии метро. Добраться до него легко и удобно. Но вот дальше навигация подводит. Так как я собрался ехать на электричке ЦППК то пошел по стрелкам к пригородным поездам. И вроде бы все логично, удивительно узкие для железнодорожного узла лестницы привели к платформам 9-12 пригородных поездов. Однако там же висит указатель, что электричкая в Калугу идет с 8 пути. Но тут ведь пути 9-12. Значит надо искать путь номер 8. Бегу назад к выходу из метро и точно, вижу указатель - “поезда дальнего следования”. Захожу и вижу указатель - “путь 8”. Выхожу из под земли и оказываюсь на склепоподобном дебаркадере. Дело в том, что эта Шуховская конструкция раньше имел большую стеклянную светопрозрачную поверхность. Строительство велось во время первой мировой войны.

1980-е

Однако потом технологии древней великой цивилизации были утрачены, и при “реставрации” 2004 года шуховские контрукции были уничтожены и заменены сварными балками, имеющими внешнюю схожесть. Также вместо стекла был использован непрозрачный поликарбонат.

Поэтому даже днем теперь в вокзале очень темно. При том, что сделана была подсветка дебаркадера компанией heliocity:

По какой-то причине она не работает.  

Также невозможно понять, почему электричка стоит не целиком под дебаркадером, а лишь последними двумя вагонами. 

В Калуге по-настоящему чувствуется зима – много снега на дорогах и сосулек на домах. Самое пугающее – даже не сами сосульки, их падения избежать достаточно просто – не стоять рядом с крышами и все. По настоящему страшно становится, когда поднимаешь голову наверх и видишь дворника. Он выглядит примерно как средневековый воин, одетый в стеганую куртку он не отягощает себя страховкой даже на уровне пятого этажа, будто он уже смирился, что сегодня его последний бой и героически бросается в атаку на сосульки… и рубит их топором.

Да-да, те блики солнца, вовсе не блеск капели, а отражения остро отточенного края тяжелого оружия. Причем оно никак не закреплено у воина ЖКХ, и ужас охватывает от того, что этот топор может стать метательным. Интересно, сюзерен Калуги настолько уверен в своих воинах, или просто не считает нужным заботиться о рабах живущих в городе? Удивительно, но в городе нет мэра, а есть городской голова. Но Денисов Дмитрий Анатольевич слишком оптимистично так себя называет, ведь допускать такую работу в ЖКХ - как раз не дружить с головой. 

Еще паражает, что надпись “Городской троллейбус” красуется на ПАЗиках, развозящих горожан по городу.

И если к самому транспорту я ничего плохого не испытываю, но зачем писать слово троллейбус на дизельном транспорте. Гораздо ближе к троллейбусам с точки зрения экологии газовые частные автобусики.

И если у троллейбусов на крыше рога, то тут баллоны с газом. Хорошо, что на них нет сосулек, а то дворник с топором рядом с газовыми баллонами - это хорошая завязка для фильма катастрофы. Может новые ПАЗики не просто так носят это название и с завода вышли с рогами, но дворники просто срубили их приняв за сосульки. Эх, интересный ты город, Калуга. 

А восхитительный вокзал! На нем восхитительный памятник паровозу, хотя нет, первым двум метрам паровоза. Видимо остальную часть транспортного средства, по указанию Городского Головы расплавили на кузне и перековали на топоры. Поэтому остаток просто забетонировали. 

Но до этого памятника еще нужно дойти, потому что калужский колорит начинаешь ощущать именно в момент выхода из комфортабельной электрички. Видимо территория перрона летом покрыта редчайшими, занесенными в Красную книгу, растениями. Другой причины, почему тут не используются антиглоледные реагенты я не вижу. Узкая платформа покрыта слоем утрамбованного снега, сделана великолепная разуклонка, поневоле соскальзываешь или под одну или под другую электричку. Видно, что Калуга не хочет впускать в себя слабых.

Но и лиходеев она не впустит… Вернее не впустит в здание вокзала. Туда доступ возможен и со стороны перрона и со стороны города только через рамки. Единомоментно работают около 10 человек - сотрудники службы безопасности, не считая полиции. И все бы ничего, но через этот вокзал проходит 2 поезда в сутки и то не каждый день. А доступ к электричкам никак не охраняется. А мы еще спрашиваем, почему билеты на транспорт такие дорогие. 

Очень интересно также на вокзале читать надписи на английском. Почти в каждом городе - это отдельное удовольствие. К примеру надпись Пункт первой помощи почему-то перевели как First-Aid Post. Непонятно, зачем поставили дефис. Почему написали слово Post - довольно редко употребляемое в данном контексте. Обычно пишут station или room. Далее загадки множатся. Например Автовокзал переводится вдруг как buses station.

Нигде я такого не встречал. Можно написать Bus station, можно bus terminal… видимо кто-то увидел эту ошибку, и дальше уже висит навигационная табличка уже правильная. Придираться, почему не используют для туалета международное обозначение WC я уже не буду.   

Также на стене есть большой плакат “Земля Калужская”, и там много текста. Но знаниями о калужской земле надо запасаться заранее самостоятельно, ведь территория около этого плаката огорожена, доступ закрыт.

Просторное здание вокзала с высокими потолками вызывало видимо приступы агорафобии у начальства, поэтому его раскроили мелкими павильонами с кофе и едой. Абсолютно загублено ощущение пространства. Здание стало неиснтересно изнутри. 

Объективно говоря, снаружи это тоже вполне обычная кирпичная архитектура рубежа веков.

Тут нет каких-то шедевральных приемов, сложных форм. Здание выглядит нормально провинциально. Но по нынешним временам, то что его не обшили сайдингом уже достойно восхищения. 

Почти сразу по дороге в город нас ждет комплекс здания винных складов. И такое положение стратегически верно. Ведь после такого вокзала, предвкушая знакомство с городом, хочется вкусить огненной водицы, чтобы чуть-чуть спокойней билось замершее сердце. 

Знаменитый завод Кристалл находился именно тут. Ну мы все помним, что именно водочка этого завода ценилась у жителей столицы. Пусть не так как продукция Московского Кристалла, но тем не менее о ней знали. Оказывается предприятие обанкротили еще в 2010 году. А здание до сих пор продается. Почему его до сих пор не выкупили и не построили гостиницу - ведь рядом транспортный узел, непонятно. Ведь стоит же в центре Калуги непонятный Four Points? А тут - красота, здание, хоть и типовое, но историческое, я бы выпускал духи криталл с ароматом водки и опрыскивал номера перед заселением. Оказывается, бренд оживили в 2017 году в Обнинске и производят там водочку. Мне очень понравилась на вид, разливаемая там водка “Bolt”. Супер!

Ну а мы, чуть захмелев, продолжаем прогулку по Калуге. Идем мимо кирпичных домов Калужского машиностроительного завода, хрущевок, декорированных узорами цветной плитки.

Видно, что тут жильцы сами занимаются утеплением своих домов. С наружной стороны дома наносится слой утеплителя и красится. Интересно, какой материал используется. 

Неожиданно мы видим еще один паровоз. Вообще вокруг города много железнодрожных путей, паровоз кстати вполне современный, появился тут лишь в 2020-м году. На нем красуется номер Л-3540. Но на самом деле это паровоз Л-4514. Настоящий Л4514 много лет трудился и был отправлен на ремонт в 2019-м году. Бюджет был выделен, но растащен. Паровоз чинить не на что да и не знают уже как. Поэтому нашли другой, годный паровоз, построенный в 1955 году, в лучшем состоянии и перемаркировали, будто починили.

А настоящий Л-4514 под псевдонимом отбуксировали на вечную стоянку в Калугу. Вот так ремонтная афера, достойная пера Ильфа и Петрова подарила городу памятник. 

А на фоне виден еще один осколок прошлого - “Агентство воздушных сообщений”. Увы, помещение заброшено, это конечно, примета времени, но все же грустно, тем более в Калуге есть совсем рядом с городом свой международный аэропорт. 

В Калуге я еще поразился наглости, но не человеческой, а голубиной. Тут эти птицы считают себя хозяевами города и предполагают, что человек их обязан обходить… Но не только, в случае если эти летающие крысы поднимаются в воздух, что для них нетипично, то летя они могут врезаться в зазевавшегося туриста, так что уклоняться надо не только от дворников с топорами на крышах но и голубей в небе. 

И я не буду ругаться на нечищенные тротуары и дороги. Это нормальное климатическое явление. Уж лучше месить снег развивая чувство баланса, чем портить обувь крепким раствором соли и быть обрызганным дристом. 

Архитектурной целостности в центре города нет никакой. Смешение архитектурных стилей и периодов. В этот раз мне не удалось побывать в самом центре Калуги - пешеходном сердце города, быть может там и идеальная красота. Я прошелся лишь по улице Кирова, главной улице города - и это было ужасно. Сложилось ощущение недружелюбной среды. Также как и в Москве, очень мало детей на улицах, не бегают, не играют, не лепят снеговиков, не строят снежные крепости. Печальное зрелище. Люди тоже не очень общительные. Вернее настороженные. Сначала будто опасаются чего-то, но помогают, но суетятся и бегут постоянно куда-то. Нет чилла сабурбии.

Еще очень важная тема для Калуги - это космос. Но видно, что эта тема будоражит лишь умы начальства. Нигде почти с низов эта тема не проявляется. Дети не лепят из снега ракеты, кафе с космической тематикой надо еще поискать. Оказывается есть фирменный торт “Калуга” со спутником и звездами от Калужского хлебокомбината. Но его надо было специально гуглить и заказывать, в наличии не оказалось.

Про еду немного странно, все заведения с высоким рейтингом расположены в центре города.

Причем ценовое позиционирование кофеен немного пугает. Чизкейк за 255 рублей отпугивает. Но кофе получится в пределах 150-200 рублей. Цены конечно не Старбакс, но и аренда закутка в Калуге, явно ниже, чем зала в центре Москвы. Есть и недорогие столовые с нормальными ценами, к примеру “Бистро Манна”.

Хороший обед на двоих объесться с напитками и сладким получился 700 рублей.

Удивительно, что в бюджетной столовой много обедающих людей в костюмах, а в хипстерской кофейне потягивают раф бабульки в пуховых беретах и пальто, фасона 1970-х годов.

Удивительно контрастный город. 

Много памятников Циолковскому и это здорово.

Их правда много, штук 5 в городе!

Есть хоть с чем пофоткаться, но в массе город не выглядит столицей космонавтики, разве что есть музей космонавтики, на строительстве второго корпуса которого были украдены космические деньги.

Само здание 1967 года постройки завораживает и восхищает, также как и подлинная ракета Восход, дублер миссии Гагарина.

Но вот планировочное решение такое, что очень сложно подобрать удачный ракурс для фотографий. Кроме того, территория комплекса абсолютно не чистится от снега, спуск к водохранилищу прерывается водной преградой глубиной в 10 сантиметров, ни одни Gore Tex тут не поможет. Говорят, это новый корпус растапливает снег, а из-за того, что дорожки сделаны с обратным уклоном и без водостоков, то передвигаться просто невозможно. К сожалению, у меня нет фото, я отчаянно не хотел промокнуть. 

В музее тоже лежат тряпочки - подтекает стеклянная крыша. Возможно, если бы не толстый слой снега, какая-то цельная картинка бы сложилась. Я обязательно приеду сюда летом, чтобы погулять подольше и посетить музеи. 

Нам пока рано, и колыбель-то еще не обустроили.

Спасибо интересному городу за незабываемые ощущения.