АвиацияТехнологииТранспорт

Новый аэропорт Крыма в Симферополе

Такое редко бывает, чтобы у меня остались противоречивые впечатления от транспортного узла. Обычно бывает или почти все плохо – привет SVO и DME, или почти идеально – LED. Но в этот раз нашла коса на камень – постоянное желание видеть позитив периодически брало верх.

Итак, вашему вниманию предлагается самый разрекламированный, царственно открытый президентом, аэропорт им. Айвазовского – SIP.

Анализ источников

Вообще бесят люди, просто переписывающие информацию из интернета, которые потом выпускают книги. Таким образом, ничем не подтвержденная информация становится увековеченной в книге, которая считается авторитетным источником. Хотя надо уходить от этой аксиомы, особенно после того, как стало можно выпускать каждому свои книги, которые не проходят никакой экспертной оценки. Для меня уже стало традицией, проверять дважды информацию, почерпнутую даже из письменных источников, если этот источник создан после середины 90-х годов 20-го века.

Вот возьмем к примеру одну из немногих книг про аэропорт Симферополя с кодом ISBN 978-5-00075-150-3  под названием «Международный аэропорт «Симферополь», напечатанную в 2018 году издательством Tatlin,  за авторством Н.Васильева. Книга находится и в библиотеках, в частности, в Российской Национальной Библиотеке 

И в этой книге  написано: «Само здание аэровокзала в те годы было типовой одноэтажной «стекляшкой», возведённой в начале 1970-х годов вместе с другими зданиями — гостиницей и служебными постройками.»

А давайте взглянем, что же это была за «стекляшка». Во-первых, в здании было 2 этажа. Для того, чтобы это понять, писателю было бы достаточно взглянуть на фотографию в своей же книге. Понятно уже сразу становится, что указанная литература является полной халтурой.

Но это был достаточно простой фактчекинг, с которым справится любой имеющий глаза и умеющий считать до двух. Жаль лишь, что Н.Васильев к таким людям не относится.

А вот другая ошибка в этом предложении требует более точно проверки. Автор, у которого был доступ к архивам аэропорта, пишет, что стекляшка построена в 1970-х годах. Случайно оказалось, что я видел открытку с изображением этой стекляшки на цифровом аукционе старьевщиков.

И что вы думаете? На открытке - фотография аэровокзала, вокруг уже есть озеленение, молодые деревья, и стоит дата: 1968 год.

Тут два варианта, либо у фотографа из 1968 года была машина времени и он отправился фотографировать в будущее, или автор книги в 2018 году даже поленился заглянуть в источники и написал «от балды». При первом взгляде на это здание, у меня тоже возникло первое предположение, что архитектура типична для 1970-х годов. Но я же не пишу книгу, и то полез перепроверять себя, чтобы не наврать вам.

Проблема даже не в том, что в данном случае закралась ошибка, а в том, что эта ложная информация будет множиться и распространяться, ведь традиционно не принято сомневаться в печатном слове.

Общий вид терминала со стороны перрона, Симферополь, 1968-69

Ну да ладно, судьба этого аэропорта очень интересна и неоднозначна. Жаль, у меня нет доступа к источникам в Крыму, а по библиотекам мне ходить лень, а запросы в Крым посылать бесполезно. Поэтому расскажу своими словами и, возможно, могу кое-где ошибиться, но вы меня поправляйте. Тем более, основная моя задача – рассказать о новом терминале, а не ударяться в ретроспективу. Однако немного исторической подоплеки все-таки не избежать.

История Аэропорта

Первый  по времени терминал был построен в 1936 году. Позже он был снесён.

Второй терминал, существующее и в наши дни здание классической «сталинской» архитектуры, было построено в 1957 году. Пока все просто. Причем в тот период ВПП была грунтовой.

Аэропорт Симферополя 1957 года постройки

Кстати, с 50-х годов в Ялту можно было добраться всего лишь за 25 минут на рейсовом… вертолете!

В 1960-м году построили бетонную ВПП (это точно, подтверждается анализами материалов).

Потом построили «стекляшку» справа от «сталинки» Я склоняюсь к тому, что это произошло в 1966-1967 годах. Теперь зданий стало два (впредь мы будем говорить «справа» или «слева», подразумевая, что стоим на автодороге, а не на ВПП). Обратите внимание, какая воздушная, легкая конструкция получилась благодаря тому, что стены не несущие и выполнены целиком из стеклянных панелей.

Здание терминала со стороны дороги, Симферополь, 1970-е

В 1970 году построили еще один терминал – «Интурист», уже слева от «сталинки». Теперь в аэропортовом комплексе было 3 здания.

International terminal SIP, 2000-е

В 1982м году построена вторая ВПП. Кстати, именно на нее я приземлялся пару раз и удовольствия это не доставило. Покрытие не очень ровное, в том числе и у рулежных дорожек.

В 2000-м году была реализована нестандартная схема, когда зал прилета и зал вылета находились в разных зданиях. Для этого было пристроено небольшое здание «малыш» между «сталинкой» и «стекляшкой».

«Cтекляшка – терминал А» принимала пассажиров всех рейсов, «интурист – терминал B» занимался вылетом международников, а «малыш – терминал С» - внутренними вылетами. «сталинка – терминал D» обслуживала VIP рейсы.

“стекляшка” 60-х годов после ремонта 2000-х, Симферополь

В середине 2015 года Терминал «В» расширили, впрочем, как и терминал «А», частью которого стало бывшее когда-то самостоятельным здание терминала «С». Получившиеся два терминала стали охватывать «сталинку» с трех сторон. Для выезда на ВПП из нее осталась лишь узкая дорожка.

Терминал А, модернизированная “стекляшка” 1960-х годов, Симферополь, Крым, 2015

На этом развитие аэровокзального комплекса в этом месте аэропорта остановилось. Получился мутант, частями которого являются постройки 1957, 1967, 1970, 2000, 2015 годов почти под одной крышей

В середине 2016 года начали строить современный аэровокзал в другой части аэропорта. Стройка была завершена в середине 2018 года. Для меня большой загадкой является необходимость модернизации 2015 года, если спустя всего год начали строить совсем новый аэровокзал.

Новый терминал

Давайте сначала рассмотрим зону прилета. Во-первых выходящего из самолете пассажира поражает, что телетрапы стеклянные.

Это уникальное явление в России, да и в мире редко кто так оборудует air bridge. Здорово! Но дальше начинаются вопросы.

Обратите внимание на волновой дизайн фасада. Красиво? Безусловно, современная кинетическая анималистичная архитектура в лучшем проявлении. Обратите внимание как аккуратно реализованы служебные проходы на уровне земли. Но почему к такому красивому трапу пристроили такие жирные двухэтажные, скучные переходные трапы. Что, не хватило фантазии? Почему они стоят на таких дурацких тройных колоннах? Такое ощущение, что дизайнеру заплатили за фасады и крышу, а остальное решили дорисовать сами. А посмотрите, как хотели сделать.

А ведь идея была немного другой:

дизайн-эскиз

Наверное лишним будет говорить, что вешать логотип на такой высоте – полный идиотизм, ибо он, с одной стороны не виден пассажирам из-за соседних переходных тамбуров, а с другой стороны – висит там, где толщина линий опор и стекол близка к толщине букв, и надпись не читается. Что мешало поднять надпись повыше метра на 4 – 5?

С каждым шагом интерьер становится проще и дешевле. Видно, что металлические ребра сделаны из некачественного металла с ржавчиной, которая просто закрашена.

Навигация тоже читается ни очень легко. Проход в коридоре даже уже тамбура, странное решение. Также непонятно, что защищают ограничители внизу справа. Они нужны там, где возят багажные тележки. Тут же люди идут лишь с ручной кладью.

Видно, что логистика была не продумана, приходится выставлять столбики с ленточками, чтобы переупорядочить поток пассажиров. А заранее нельзя было это все продумать?

На следующем кадре мы видим не современный аэропорт, а провинциальный торговый центр. Возможно, только их и умеют у нас строить.

Я сначала подумал, что в этом стеклянном кубе в кустах есть какая-то живность: бабочки, ящерки, может парочка хамелеонов. Но нет, это просто цветы. Тогда зачем этот стеклянный куб?!

Один из самых унылых спусков в аэропорту. И это 2018 год! Хочется покончить с такой унылой реальностью. О тут и дырка есть, хочешь прыгай с лестницы, хочешь, с эскалатора. Кто это проектировал?!

 

Ну неужели просто нельзя было просто погуглить, как должна выглядеть лестница рядом с эскалатором?

Нет дыр, одинаковый уклон, все пространство используется для движения.

Надеюсь, эти дизайнеры умеют размножаться не лучше, чем дизайнить, иначе я буду переживать за будущее человечества.

Кстати, дизайн навигации делал Тема Лебедев, который видел аэропортов больше, чем я косяков в работе мэра Собянина. Кстати, трудилась его команда 377 дней.

Но что-то пошло не так. Повторить удачу “Пулково” не получилось. Цветные буквы закрасить поверху цветом стены – усложнить считывание информации. Да и не сказать, что красиво выглядит. Ну и закрашивать стрелочку?! Кто так делает? И почему стрелочка только у «Выхода», а куда мне идти за багажом? Слабовато. Кстати, кто-то уже отломил кусочки багажной ленты на пиктограмме. Починить? Не-е-е-е. И опять этот странный отбойник.

Схема аэропорта – как всегда отдельный трешачок. Как вам такое:

Угадайте, что значит ВВЛ, МВЛ, почему нельзя было написать полностью, без аббревиатур. И почему лифты, кресла, зона оформления МГН, а вот туалет уже для инвалидов. На каком этапе по пути от кресла к туалету МГН превращается в инвалида. С этим вопросом я обратился к двум сотрудникам, работающим около этой схемы (в зоне выдачи багажа). Ни один из них не смог мне расшифровать эти сокращения. Но по крайней мере отвечали вежливо.

Ребята, я несу вам знания ВВЛ – внутренние воздушные линии, МВЛ – международные воздушные линии, МГН – маломобильные группы населения.

Классно, что сразу можно купить сим карту местных операторов сотовой связи. И классно, что они сделаны в одних габаритах. И сотрудники на стойках очень вежливые и не впаривают. Симка на неделю стоит 500 рублей с пакетом минут и гигабайт. Установят, активируют, проверят бесплатно. Условия у обоих операторов похожие. Мобильный интернет в городах работает почти везде.

На этой фотографии я предлагаю вам отгадать, что это за цифры: 1, 1, 2.

Сдаетесь? Это номера багажных транспортеров. А зачем вам знать номера багажных транспортеров? Правильно, незачем! Ведь в отличие от других аэропортов тут нет большого дисплея, где отображается список рейсов и номера их лент. Но дизайнеры видели, что в других странах ленты нумеруют и сделали также. Поэтому без разницы, почему 1, 1, 2, а не 1-2-3.

Также меня смутило огромное количество толстых колонн. Такое ощущение, что сверху находится бассейн глубиной метров 10. Вот посмотрите на зал в аэропорту Аль Мактум в ОАЭ – огромное помещение и никаких опор.

Аэропорт Аль-Мактум, ОАЭ

А у нас всего 5 лент багажа, причем их шаг не совпадает с шагом колонн, получается какой-то темный лабиринт. А почему лабиринт темный? Потому что опять не подумали про баланс освещения. Сбоку через целиком стеклянную стену фигачит солнце, а внутри темно.

Кстати из зоны выдачи багажа пассажиров выгоняют, будто им нельзя тут находиться, дольше определенного времени.

Цены на снэки и воду завышены.

А вот эта зона с цветами мне понравилась. Жаль, что ими долго не полюбуешься, ведь из зоны выдачи багажа выгоняют.

Маски продают парами по 100 рублей. Это бы понравилось американцам, которые полюбили одевать одновременно две маски. Но у нас такая ерунда лишь с носками и перчатками, как у нормальных людей.

А нам пора на выход, на выход. Почему это написали два раза, почему черную табличку повесили не у дверей. Цитирую Лебедева: «Информация на носителях дублируется, чтобы человек не сомневался, что точно движется правильно.» Но почему-то на фото этому замечательному правилу соответствует лишь зеленые пожарные таблички, но не навигационные, висящие друг под другом.

На и как же это визуально грязно – на зеркальной стене отражаются белые решетки потолка, Белые обводы оранжевых символов ни к селу ни к городу в данном случае уж точно.

Как вы думаете с одного взгляда, где выход в город (учитывая, что табличек «выход» 5 в этом зале)? Правильно, слева от магазина «Yamaguchi» в магазине «Tvil.Ru»

Ну, вышли. Вдохнули чистого крымского воздуха. И даже не оглохли от предложений услуг такси. Удивительный прогресс. Пару раз только предложили и все. Причем не нагло. Кстати, из общероссийских операторов в Крыму работает лишь такси «Максим». Ни Яндекса, ни Ситимобила тут нет.

Обратите внимание, как щедро тут все заасфальтировано и забетонировано. Давайте, для разнообразия посмотрим, как сделана эта же зона в Гуанчжоу, Китай.

Старый терминал, аэропорт Гуанчжоу, Китай

Скажете, что вырастет? Что еще рано, надо дать пару лет. Вот вам другой терминал, я сфотографировал его буквально через пару месяцев после открытия:

Новый терминал, Аэропорт Гуанчжоу, Китай

Опять же, посмотрим как оформлены входные группы – опять параллелепипед. Причем авторы видимо услышали, что я постоянно ругаю аэропорты России за отсутствие козырьков и эти козырьки пристроили, но по обыкновению максимально колхозно.

Первая линия – стоянка такси, вторая общественного транспорта, а уже на третьей линии можно сесть во встречающую машину. Естественно, нумерованных столбиков нет.

А преодолевших все эти дороги ждет награда - возможность насладиться озеленением (его неказистость обусловлена сезоном, но ведь туристы летают не только летом, можно было как-то хвойными обыграть)

Я читал, что недавно, зимой 20-21, поставили памятник Айвазовскому, чье имя носит аэропорт, и решил, что его украли с постамента.

Оказалось что он стоит чуть в стороне. И-и-и… лучше бы его украли.

Памятник сделан из какой-то фигни, щедро покрашенной под тонированную бронзу. Выглядит максимально дешево. Текст не читается. Зачем-то на табличке гигантские фейковые головки гвоздей.

А вот за гигантскую гусеницу-лавочку стоит только хвалить.

Особенно круто дизайнеры постебали пассажиров, разместив лавочки только там, где нет защиты от дождя и солнца (а это южный город), а под навесами у выходов негде присесть. Гениально, что уж там.

Хорошо дизайн терминала с точки зрения организации внешнего пространства для пассажиров был проработан в отклоненной концепции “Архитектурного Бюро Асадова”:

Дизайн Асадова

Тут было уделено внимание трафику пассажиров на улице в условиях дождя или солнцепека.

Эскиз Асадова

Ничего подобного не было реализовано, и нас ждет лишь поле асфальта и никакой зелени и прудов.

Вот так это выглядит на реалистичном проекте, утвержденном в 2017 году (кстати, всего 8 телетрапов?!!! Ведь текущая реализация пассажиропотоков делает невозможным использование дополнительных конкорсов):

А вот так в жизни:

Обратите внимание на то, какой “тяжелый” получился фасад. Внутрь терминала света не проникает достаточно, там царит полумрак. Сравните с терминалом, построенным на 60 лет раньше!

Старый терминал был прозрачный насквозь! Несравнимое соотношение площади остекления к площади поверхности.

Такое же эффективное остекление, как и 60 лет назад сделано лишь на боковой стене нового терминала, да и то не везде. Ведь сбоку остеклено лишь чуть более 50%.

 

Вообще в 2018 году уже можно было ставить активное остекление, как в метро Сингапура, бюджета бы хватило.  А насколько не считывается логотип!

Жаль, что на улице нет ни одной кафешечки с кофе и перекусом, нет даже автомата с водой, нет никакой инфраструктуры.

Еще одним большим минусом стало то, что от нового терминала не ходят троллейбусы напрямую в Ялту. Да, раньше можно было выйти из самолета, сесть в троллейбус и доехать без пересадок в любой город побережья между Алуштой и Ялтой. Всего на маршруте было около 80 остановок.

В 2021 году до города можно добраться на троллейбусах с резервом хода: полпути они идут на батарейках, вторую половину пути от проводов, параллельно заряжаясь.

В Яндекс-картах и интернете можно посмотреть расписание движения общественного транспорта от терминала до Симферополя и близлежащих районов. Однако оно не соблюдается. Весной 2021 года в лучшем случае ходил каждый третий автобус и троллейбус. Ожидание на остановке вместо 15 обещанных минут могло легко превратиться в 40. Зато проезд по карте с PayPass или PayWave всего 17 рублей до ЖД вокзала города Симферополь. Поездка займет около 25 минут.

Ну слава богу выбрались.

Видимо вторая часть про то, как я улетал из этого аэропорта будет чуть позже.

Продолжение в следующей части

Один комментарий к “Новый аэропорт Крыма в Симферополе

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *