Зачем нам плыть на Фавиньяну

Странным может показаться этот вопрос для обычного туриста. Ведь мы и так уже находимся в Италии, и так уже находимся на острове Сицилия. Зачем совершать еще одну итерацию и отправляться с острова на меньший остров.

Что может там привлечь?

Хотя бы то, что это самый большой в Средиземном море морской заповедник (http://www.ampisoleegadi.it/)

Чем знаменит этот остров?

Во-первых тунцом. Знаменитый голубой средиземноморский тунец ловился именно тут. Вообще, если хотите почитать про этот остров подробно, бросайте эту статью и читайте первоисточник – там все более подробно и достоверно изложено (https://www.guida-favignana.it/)

Я  же как всегда буду писать не о том и не так, это же авторские заметки, а не путеводитель.

А мы вернемся к рыбкам. Сейчас увы мало тунцов доплывает до прибрежных вод. Их вылавливают профессиональные рыболовы в открытом море. А когда-то Трапани и Фавиньяна были крупнейшим местом для вылова тунца на всем Средиземном море.

Здесь регулярно проводили Mattanza.

В море особым образом расставляли сети, иногда в несколько километров длиной таким образом, чтобы тунец заплывал в коридоры из сети и не имея возможности развернуться передвигался по задуманному маршруту, набиваясь в особую камеру из прочных сетей. Эту камеру раскрывали на воде и специальными копьями с крюками вытаскивали рыбу на баржу. К счастью для защитников животных эта процедура больше не проводится. Если в середине девятнадцатого века добывали тут 18 тыс. рыб, в середине двадцатого века добывали лишь 3.5 тыс. рыбин за сезон. Последняя маттанза проводилась в 2007 году, в результате добыли менее 100 рыб. Расходы на маттанзу превысили доходы и несмотря на то, что разрешение на ловлю выдается ежегодно, никто не решается провести традиционную добычу тунца. (https://en.wikipedia.org/wiki/Mattanza)

Если уж мы заговорили о рыбе, то нельзя пропустить и самое крупное здание на острове и третье по известности – здание консервного завода.

Сейчас это уже не завод, а музей. Кстати, подробности про музеи Сицилии можно прочитать на общем музейном сайте (https://www.visitsicily.info/en/ex-stabilimento-tonnara-florio-di-favignana-e-formica/)

На этом маленьком острове находился самый крупный в Средиземном море завод по консервированию тунца.

Но нет тунца, нет и завода. Сначала пропало местное дешевое качественное свежее сырье, потом затоваривание рынка консервов привело к закрытию завода.

Ну, и чтобы два раза не вставать, позвольте упомянуть, чего еще знаменитого нету на острове. В течение столетий тут добывали известняк (калькаренит) и по морю экспортировали его в Африку.

Конечно в 20-м веке целесообразность такой деятельности постепенно исчезала, поэтому мы можем с наслаждением наблюдать сейчас неиндустриальный пейзаж острова, при этом восхищаясь рубленными берегами и многочисленными пещерами.

Кое-что еще осталось. Почитать можно тут: https://www.hotel-trapani.com/eng/what_to_do/favignana/

Здесь находится одна из самых жестоких тюрем Италии. (http://www.horsemoonpost.com/2013/10/16/il-castello-invisibile-uno-squarcio-nella-memoria-resiliente-di-cui-e-intriso-ex-carcere-di-favignana/#.YucZDXZBxaQ)

В сердце острова Фавиньяна расположился города Фавиньяна. В центре города Фавиньяна расположился старинный замок Castello San Giacomo построенный более 500 лет назад. Почитать о замке можно тут: (http://www.starforts.com/sangiacomo.html)

Логично предположить, что в нем будет и тюрьма. Но нет. К замку пристроены по бокам два строения – в одном находятся заключенные, в другом охрана и служебные помещения. И вокруг уже этого триумвирата возведен еще один ряд стен, формируя тюремный двор.

Второй замок, Forte di Santa Catarina,  также труднодостижим.

Чтобы попасть туда не нужно совершать преступление, но нужно совершить маленький подвиг. Ведь он расположен на высоте более 300 метров. Если вы в хорошей форме, то вам потребуется около часа, чтобы добраться до него из города. Если же ваша кондиция напоминает мою, то ну его нафиг.

Ибо хрен редьки не слаще, раньше в замок нельзя было попасть, потому что он находился в ведении военных, то сейчас будучи общедоступным, сооружение пришло в запустение и загрязнение.

Потому нашей целью стали уцелевшие достопримечательности острова, а именно пляжи. Впрочем так считают и многочисленные туристы

Как добраться на остров

Наиболее просто способ попасть в Фавиньяну – воспользоваться корабликом, курсирующим между островом и «большим братом» – Сицилией. Мы отправляемся в путь из Трапани, ведь именно оттуда паромы ходят наиболее часто.

И паром, в котором мы будем плыть – необычный. Мне удалось купить билеты на катамаран компании “Liberty lines” под названием “Federica M”.

Чем же уникален этот 250-местный пассажирский катамаран? А тем, что это единоутробный брат катамаранов «Сочи-1» и «Сочи-2», которые были приобретены в Россию для навигации по Черному морю. На самом деле я хотел покататься на них в России, но не удалось. Теперь в Италии я наверстал упущенное.

Почему же я говорю, что в России поплавать не удалось. Три корабля проекта “Flying Cat 40” были построены на сингапурской верфи Kværner Fjellstrand Singapore в далеком 1996 году для эксплуатации в Филиппинах. (https://fleetphoto.ru/projects/2578/)

Правда будущие россияне переехали через несколько лет в Англию и трудились большую часть жизни в холодных водах Атлантики.

Откуда их выкупили в Россию в 2010м году.

Маршруты

Купить-то купили, а что делать с ними – не придумали. Сначала хотели на них гонять из Севастополя в Стамбул. Но это странно, класс катамарана (KM AUT2 MHS, HSC passenger-A) не позволяет совершать такие длительные плавания в открытом море. Да и удовольствия мало – 10 часов провести сидя в не очень просторном помещении.

Потом решили плавать из Новороссийска в Анапу. Тоже достаточно продолжительный маршрут. Даже учитывая максимальную скорость корабля в 34 узла (60 км/ч) (https://www.interfax.ru/russia/488416)

Россия – Абхазия

Летом 2013 года катамаран ходил по маршруту Сочи-Гагры за 1200 рублей за билет в обе стороны. (https://kuban24.tv/item/mejdu-sochi-i-gagrami-nachal-kursirovat-skorostnoy-katamaran)

Кстати этот маршрут очень популярен именно у катамаранов, почитайте, какой удивительный корабль был создан советскими инженерами в 1939 году и активно эксплуатировался с летний сезон 1940-го года. Уникальная советская разработка ОСГА-25.(https://privetsochi.ru/blog/history/51682.html или  http://www.barque.ru/stories/1974/speedboat_glider_express)

В 2016 году Сочи и Сухум соединяли маленькие катамараны Меркурий и Нептун (построенные в 2011 году они в 2022 году стоят неиспользуемые на суше).

В 2022 году по этому же маршруту должен был плавать катамаран Грифон, но тоже не задалось.

Весной 2014 года катамараны Сочи-1 и Сочи-2 ходили по маршруту Анапа-Керч за 1000 рублей. (http://www.evpatori.ru/katamarany-sochi-1-i-sochi-2-soedinyat-krym-i-kavkaz.html)

Летом 2014 года ходил по маршруту Анапа-Ялта с ценой билета в 2700 рублей. (https://mark0vich.livejournal.com/31773.html)

Доллар тогда стоил 34 рубля, получается, что за 250 км пути в течение 6 часов предполагалось заплатить 80 долларов. Цена высокая. Даже в сезоне 2022 года в дорогой Италии с дорогим горючим и высокими зарплатами проезд от Сицилии до Лампедузы на более скоростном корабле стоит 59 евро (61 доллар). Не забудьте, что за 8 лет цены выросли на все и везде. Такой высокий ценник был задран по причине того, что это был единственный быстрый путь попасть из Крыма на российский юг. Тогда Россия уже присоединила Крым, но Керченский мост будет построен лишь через 4 года. Видимо владельцы катамаранов решили подзаработать, но оказалось, что с одного юга на другой не особо много желающих. Туристы же летели из столиц на самолетах.

Осенью 2014 года и Сочи-1 и Сочи-2 владелец «Росморпорт» решил продать по какой-то причине. Начальная цена торгов составила более миллиона долларов за один Сочи. (79 769 000 руб) (http://www.morvesti.ru/news/1681/43891/)

Покупателей не нашлось, ведь в России еще с 90-х годов все активы привыкли получать бесплатно от государства либо отжимая у других собственников. Платить такую сумму за отличное судно никто не решался. По слухам, в результате неправильной эксплуатации двигатели катамаранов были очень «ушатаны» и имеют «непредсказуемый» ресурс.

В 2015 году вроде договорились сдать в аренду для перевозки нефтяников по Каспийскому морю, но снова что-то не сложилось.

В 2016 году катамараны были подарены пионерским лагерям Артек (Сочи-2) и Орленок (Сочи-1). Какой смысл было передавать такие мощные суда в пионерские лагеря – никто конечно не знает. В использовании их никто не засвидетельствовал с тех времен. Сочи-1 даже потерял классификацию и выведен из реестра, получается, что скорее всего он неремонтопригоден. (https://cruiseinform.ru/info/news/orlenok/)

А теперь кунштюк: компания ВодоходЪ, да, именно та, чьи структуры должны были обеспечить с 1 июля 2022 навигацию по Москва-реке новых электросудов, но не смогли, а деньги получили… Именно эта компания получила льготный лизинг судов, строящихся за государственный счет и эксклюзив на организацию пассажирских морских регулярных перевозок по черноморскому побережью.

Государство тратит на строительство посредственного катамарана «Грифон» 400 млн. рублей и на строительство судна на подводных крыльях «Комета-120М» 575 млн рублей за штуку.

В то время как в портах простаивают 2 шикарных мощных катамарана без дела уже несколько лет, которые владелец был готов продать за десятую часть цены. В итоге в сезоне 2022 года вместо трех Грифонов, существует в природе только один. На плаву находится всего две кометы из 5. Да и то, находящаяся в эксплуатации у Водохода в очередной раз сломалась.

Если слухи о том, что накрылся двигатель окажутся верными, то с кометами придется попрощаться, ведь в условиях после 24 февраля шансов на ремонт немецкого двигателя нет никаких. В итоге получается, что в Крыму пассажирскую навигацию осуществляет 1 «Комета» со 120 местами на гос.дотациях, а вдоль черноморского побережья ходит 1 Грифон в 130 мест на льготном лизинге.

А вот Federica M ежедневно трудится в Италии в компании Liberty Lines в составе флота из 32 кораблей, вмещающих от 180 до 320 человек способных работать на скоростях 30-38 узлов, принося прибыль своим владельцам. Вот и мои 27 евро за билет в оба конца получили.

Странно получается. Италия не вложила ни копейки в морской транспорт, а он существует и перевозит десятки миллионов пассажиров в год, принося миллионы долларов дохода. А в России: государственной компанией куплены 2 больших качественных импортных катамарана “Сочи-1” и “Сочи-2” по 300 чел., но не используются – заброшены. Были разработаны и построены 2 малых катамарана проекта РМ1800 “Меркурий” и “Нептун” по 72 чел., оказались непригодны для эксплуатации – заброшены. За государственный счет был построен катамаран проекта 23290 “Грифон” на 130 пассажиров. Его мореходные характеристики оказались хуже чем у проекта 342 из 1960х годов. Плывет медленнее, топлива потребляет больше, имеет неремонтопригодный композитный корпус. В итоге миллиарды расходов, а морского пассажирского рейсового катамарана нет…

На море не было волн, да и у меня был в основном опыт катания на спидбоатах в Тае и Индонезии, где волна высотой в метр считается штилем, потому я вовсе не заметил никакой вибрации и шума. Вжух – и вы на месте. Конечно,  это не рекордсмен скорости но переход в крейсерский режим доставляет удовольствие.

Вернемся на остров

Вы уже понимаете, что статья получается «немножко» не про Фавиньяну, но я был честен предупредил вас заранее.

Но вернемся в мир Джелато и Пиццы. C пиццей у меня в Италии все сложилось лишь дважды и оба раза были необычны. В 18 году это был незабываемый мастер-класс неаполитанского пиццайоло во Флоренции, а в этом году – здесь, в Трапани, в простонародной пиццерии Pizzeria Ligny. А вот к мороженке я пристрастился всерьез и не упускаю малейшей возможности съесть холодненького, что просто необходимо при стоящей на улице жаре в 30 градусов.

Поэтому и приехав в Фавиньяну я первым делом зашел в Gelateria Mama’s Ice Cream где мне за небольшую денежку выдали вкусное качественное джелато.

Рекомендую. Тем более недавно кафе освятили

Так как по времени я был очень ограничен, то поесть никуда не зашел. Лучше минус обед, но плюс пляж. Тем более жара… Но городок активно продвигает свою тунцовость, поэтому тут много пискерий (рыбных лавок).

Заходите, пробуйте. Цены правда очень курортные. Но это в принципе характерно для Италии. В плане цен, сюда хорошо ехать из Финляндии, лишь по сравнению в этой страной тут может показаться недорого.

К счастью на острове есть супермаркет COOP, который решает проблему поиска продуктов по нормальным ценам.

Пройдя по замечательным улочкам с двухэтажными простыми зданиями от порта мы пересекаем остров в районе перешейка по дороге украшенной иногда соснами, иногда кактусами.

Пляжи

И всего через полтора километра оказываемся на прекрасном пляже Marasolo. Честно говоря я немного похулиганил и по дороге зашел в отель Residence Punta Longa где наудачу оказался неплохой бассейн. Официально заявляю, тут лучшие сосны на острове.

Весь остров – большая каменюка, однако расположенная на относительном мелководье, поэтому тут комфортно валяться в воде. Тем более дно часто песчаное. При том не надо тянуться к недостижимому, как это обычно делают многие.

Spiaggia Praia

Мои фото не очень живописные, поэтому буду разбавлять их фотографиями из интернета.

Даже в самом городе есть замечательный пляж Spiaggia Praia. Его единственный минус – вид на бывший консервный завод, поэтому во время купания тут меня постоянно посещали образы убиваемых рыбаками тунцов.

В остальном тут замечательно – песочек на берегу и в воде.

Spiaggia Marasolo

Вот и мы не стали совершать подвигов и как Моисей ходить по 40 дней через пустыню, а оказались на ближайшем пляже на юге острова.

Marasolo хорош тем, что относительно недоступен и не предлагает лежаков, поэтому тут не будет галдящих, бегающих, плачущих и брызгающихся карапузов.

Можно просто лежать на воде и наслаждаться тишиной, да моими матюгами, когда я ударился головой о каменюку. Ведь тут можно спрятаться под каменный навес от палящего солнца, но вставая не надо забывать, что источник тени тверд и остр.

Водичка тут красивая настолько, что сюда поплавать приплывают даже на лодках.

К сожалению снорклить тут некого, если только вы не являетесь страстным поклонником медуз.

Увы у берегов Сицилии в июле 2022 года они стали распространенным явлением, им явно не угрожает пападание в красную книгу.

Spiaggia di Calamoni

Следующим пляжем, где мы делаем короткую остановку, становится Spiaggia di Calamoni.

Тут можно бесплатно припарковаться, вход песчаный, искупавшись можно попить чего-нибудь в расположенной рядом палатке со столиками. Поэтому тут дети, правда других опасностей на пляже нет.

Кстати, гуляя по острову обратите внимание на таблички с номерами домов, их делает какой-то местный художник на заказ, поэтому их содержание ограничивается лишь фантазией домовладельца, чаще всего на номерной табличке изображается сама вилла.

Я предполагаю, что автор – это керамист с соседнего острова Marettimo – Massimo Pironi. У него есть инстаграм – mas_ceramics

Spiaggia di Lido Burrone

Это самый большой пляж на острове

В завершении пляжного турне мы посещаем Spiaggia di Lido Burrone самый оборудованный и цивилизованный пляж на острове.

Шезлонги и зонтики в аренду, песочек в бесплатное пользование, напитки и закуски за деньги.

Все 33 удовольствия в дополнение к тихому, нежному морю.

Но будьте готовы, что будет много детей

Spiaggia Bue Marino

Важный момент – все эти пляжи не для фанатов понырять. Если хочется истинной синевы воды, доступной лишь при глубине более 2 метров, то придется отправиться на самый живописный пляж острова – Spiaggia Bue Marino.

Тут истинная красота моря, однако в ущерб комфорту.

Да и путь длиной в 4,3 км не легко проделать дважды, пусть он и проходит мимо живописных заброшенных карьеров.

Но побывавшие на этом пляже остаются восхищенными и довольными.

Тем более именно там наибольшая концентрация молодежи без пенсов и младенцев.

Но я оставил этот пляж, как задел на будущее. Есть у меня такая мечта – вновь оказаться на Фавиньяне, пусть она будет и у вас.

Spiaggia di Cala Graziosa

Из интересных пляжей, отличающихся от уже упомянутых, стоит указать “Римские бани”