ВДНХМосква

ВДНХ - павильон 51 - Главмясо. Коррупционная трилогия ВДНХ. Часть 2.

Текст частично взят с сайта ВДНХ

История создания

Строить павильон начали в 1937 году.

1939

В 1939 году павильон «Главмясо» располагался на месте северо-восточной части купольного зала экспозиции «Космос», являясь одним из заключительных звеньев аллеи торговых павильонов, тянувшейся от площади Механизации (с 1959 года — Промышленности) к запрудной зоне ВСХВ. Павильон Народного комиссариата мясной и молочной промышленности СССР занимал на торговой аллее лидирующее положение как самый масштабный. Второе место в данной категории принадлежало представительству Главхолода, стоявшему на месте современного павильона №35 («Табак»).

Импозантный, сияющий белизной стен и позолотой павильон «Главмясо» был построен по проекту Ф.Я. Белостоцкой. Его прообразом стало выразительное здание информационного центра — экспонат Колониальной выставки 1931 года, проходившей в Париже. Именно там архитектор почерпнул идею купола, прорезанного лентами из прямоугольных окон.

Художественным оформлением павильона занимались художник Д.П. Шухвостов и скульптор П.А. Баландин — автор целого ряда известных произведений на ВСХВ, в том числе знаменитой скульптуры «Пограничник с собакой» у не сохранившегося павильона «Дальний Восток».

С архитектурной точки зрения это был фьюжн, достаточно беспощадный и некрасивый. Такой павильон не мог просуществовать долго, потому что эстетические чувства слишком многих ранил своим существованием.

В рамках реконструкции Выставки 1950–1954 годов был возведен новый павильон Главмяса. Здание по проекту В.М. Лисицына и С.Г. Чернобая расположилось ближе к пруду, напротив «Чайной» (стр. 518, ресторан «Астория»).

1954

Его главный фасад имеет строго симметричную композицию. Широкие гранитные ступени ведут к главному входу, оформленному высоким портиком трехчетвертных колонн со скульптурным завершением в виде бычьих торсов, поддерживающих мощный антаблемент в традициях древнеперсидской архитектуры. Значительную роль в архитектуре главного фасада играет остекление, с внешней стороны снабженное изящным металлическим декором в греческом стиле. Глухие угловые плоскости фасада, акцентированные крупными лепными картушами и богатым декором карниза, стали фоном для скульптур быков, прежде украшавших вход в довоенный павильон.

Здание покрыто охристо-серой терразитовой штукатуркой, удачно контрастирующей с гладкими белыми поверхностями мелких деталей архитектурной отделки.

Портик венчает высокий, декорированный лепниной пьедестал, на котором установлена скульптурная группа «Боец с быком». «Она четко рисуется на фоне неба, пластическая мощь ее не утрачивается даже на значительном расстоянии, — говорил в одном из своих выступлений доктор искусствоведения, профессор В.П. Толстой. — Скульптура здесь находится в пропорциональном единстве с архитектурой и вместе с тем служит образной эмблемой павильона». Кстати, вполне вероятно, что автор знаменитого «Бойца с быком» Н.А. Конгиссер для павильона ВСХВ сделал копию с созданной им скульптуры, венчавшей главный корпус мясокомбината в Сочи (утрачена в 2004 году) и ошибочно приписываемой В.И. Мухиной.

Залы первого и второго этажей увязывает между собой высокий купольный холл с парадной мраморной лестницей. Здесь посетителей встречает большое панно работы Б.В. Щербакова — тучное стадо на пастбище, призванное символизировать мощь сырьевой базы мясной промышленности. Под самым потолком расположены небольшие кафельные панно, изображающие крупнейшие мясокомбинаты Советского Союза, исполненные по эскизам художника Ливанова.

Дегустационный зал второго этажа оформлен ореховым деревом, из которого также сделаны вся мебель и двери, зеркалами и изящной лепниной. Установленный здесь керамический фонтан прежде завершался небольшой скульптурной группой поросят по эскизу художника-анималиста В.В. Трофимова.

Отделка торгового зала второго этажа отличается прекрасным сочетанием искусственного мрамора и кафельного «бриллиантового» руста. Важным элементом его оформления являются люстры и уникальные керамические панно, исполненные В.В. Трофимовым.

Хороший репортаж с интерьерами павильона из 2013 года тут: https://vadimrazumov.ru/222838.html

История экспозиций

Визуально соединявший торговую аллею и постройки раздела «Животноводство» павильон «Главмясо» сочетал в себе монументальность, яркость композиционного решения и функциональность. На первом этаже осуществлялась продажа колбасных изделий вареных, фаршированных, полукопченых и копченых сортов, свинокопченостей, мясных консервов и пищевых концентратов. Посетители Выставки могли не только увидеть, но и продегустировать представленные экспонаты. Этой цели служили два больших зала, в которых подавались различные блюда мясной кулинарии.

На втором этаже — открытой террасе с видом на ВСХВ — была устроена закусочная, ассортимент которой составляли горячие московские котлеты, сосиски, бульон и разнообразные бутерброды из колбасных изделий. Все это также можно было приобрести в имевшихся на территории ВСХВ трех киосках Главмяса.

В ходе реконструкции Выставки 1950-х годов аппетитная мясная экспозиция получила новое здание, но торговой функции не утратила. Содержание демонстрационных залов первого этажа повествовало о новейших открытиях в области биологических и физико-химических свойств сырья и знакомило посетителей с технологическим процессом производства различных видов продукции советской мясной промышленности.

В дегустационном зале на втором этаже можно было заказать пирожки, сосиски, пельмени и котлеты, которые прямо в павильоне вырабатывали специальные автоматы. Гости павильона могли полакомиться здесь и блюдами из полуфабрикатов, изготовленных московскими мясокомбинатами.

Также на втором этаже располагался магазин с широким выбором мясной продукции столичного и подмосковного производства.

То есть павильон одновременно рассказывал об индустрии, демонстрировал технологии и достижения, и являлся объектом общепита. В советском павильоне, на советских пищевых автоматах из советского сырья производилась и тут же в свежайшем виде реализовывалась продукция. Представляете, как интересно было нам, малышам гулять по ВДНХ!

1992

В 1990-е годы площади павильона были сданы в аренду под торгово-офисные нужды. Правда, уже с начала 2000-х они не использовались, что позволило сохранить большую часть утонченного художественного убранства.

В начале 21 века был сделан частичный ремонт здания. В 2014 году павильон ремонтировали снова, после чего решили отдать под ресторан. Но арендаторов найти не удалось из-за очень малой проходимости в этой части ВДНХ.

2015

На этой фотографии хорошо видно, как цветовое решение еще сильнее выделяет центральную часть здания, которая и так выглядит немного несуразно. Постамент верхней скульптуры крупноват и теперь очень заметен на фоне голубых стен.

2016

Здание внешне все еще находится в нормальном состоянии, хотелось бы отметить сохранившиеся деревья. На 2017 год был запланирован ремонт павильона, однако ничего не произошло.  В 2018 году было принято решение все же произвести изыскания и начать реставрацию. В том же году, павильон закрыли в леса, но спустя год фасад стал вновь доступен для обзора.

2019

Видно, что в соответствии с новыми веяниями в Москве, где под руководством мэра Собянина планомерно уничтожаются зеленые насаждения, около павильона Мясная промышленность уничтожили кустарники, и жестоко кронировали деревья. Видно, что искусственно высаженный газон не поливается своевременно, из-за чего пересох и выглядит плешивым.

С 2021 года начались реставрационные работы. Замечательно, что хотят воссоздать пропавшие в глубине времен скульптуры быков у входа в павильон. О реставрации можно почитать тут: https://www.mos.ru/news/item/117925073/

2023

Как видите, года идут, а воз и ныне там. Вновь всё в заборах, смотреть не на что. По сути с 2014 года внутрь павильона был закрыт доступ. И неудивительно, ведь на Выставке Достижений Народного Хозяйства в павильонах принято эти достижения демонстрировать. А раз показать нечего, то и внутрь ходить незачем. Увы, сейчас и снаружи смотреть не на что.

А чем дольше будет идти ремонт, тем большие бюджеты будут на него выделяться. А если серьезно, то нужно сузить в два раза проезжую часть, восстановить озеленение кустарниками по периметру здания, и подсадить молодые крупномеры в те места, где старые деревья погибли.

На примере этого павильона мы вновь увидели основные этапы жизни ВДНХ:

1930е - 1960е Рождение и взросление (Строительство павильонов, увеличение площади, создание капитальных богато декорированных построек)

1960е - 1980е Расцвет (Множество тематических выставок, мест досуга, качественное озеленение, общественный транспорт, места общепита, уникальная для своего времени современная среда, непрекращающаяся модернизация)

1990е - 2000е Старение (разрушение декора павильонов, ресурсы ВДНХ растрачиваются на работу в качестве торговой ярмарки, нет инвестиций в развитие и сохранение, но ВДНХ еще функционирует, привлекает посетителей и приносит доход)

2000е - 2020е Деградация (уничтожение зеленых насаждений, уничтожение павильонов, попытка с помощью пластических операций вернуть молодой внешний вид. Ампутация точек привлекательности. Павильоны не используются как выставочное пространство. Приделываются костыли в виде новых, чуждых по стилю сооружений. Годами и десятилетиями стоят закрыты "реставрируемые павильоны". На территории перестает функционировать декларированные системы.)

2020е - Смерть (при сокращении финансирования нет возможности поддерживать инфраструктуру. Территория теряет популярность, целостность, окончательно разворовывается и становится местом пристанища маргинальных слоев населения при отсутствии средств на охрану)