LatestМоскваТехнологииТранспорт

Эскалаторная галерея - не ангажированный репортаж

Иной раз москвич может совершить ошибку и решить прогуляться по парку Воробьевы горы. Но не услышать тут щебета птичек, шороха мышек, тут вообще нет никакой жизни. Потому что вечером весь парк ослепляют тысячи прожекторов. И ладно бы они просто светили, так они меняют цвет, светят то ярче то слабее. Получается бесплатный психоделический трип. Но не всем хочется поехать крышей, поэтому многие норовят убежать от этого безумия.

Но сбежать можно лишь поднявшись на холм. И 23 декабря 2023 года мэр Собянин торжественно открыл эскалаторную галерею, позволяющую подняться от реки наверх - к МГУ. Описание и сравнение проектов и того, что получилось есть в другом моем посте. Здесь же фактический анализ построенного.

Хотя как построенного. Недостроенного. Собянин опять совершил фальстарт. Иначе как объяснить, что вестибюль огорожен со всех сторон заборами, а у входа стоит аварийная служба.

С другой стороны (мне пришлось обойти забор) видно, что работы не закончены, лежат бухты кабелей, установлены строительные леса. Меня вообще удивило наличие надстройки с какими-то трубами. В оригинальном сооружении ничего такого не было. Но непонятно зачем деревья за забором обмотали светящейся гирляндой. Причем только в нижней части, которую как раз из-за забора прохожим не видно. Чтобы у монтажников было новогоднее настроение?

С другой стороны становится намного страшнее. Я залез чуть повыше (там где неогороженный участок) и увидел просто проложенные силовые кабели в снегу, а также незакрытый колодец, куда с приличным напором течет вода. Дело в том, что горе строители не рассчитывали, что по склону вода имеет свойство течь сверху вниз, подтапливая конструкции, поэтому в подвале нижнего вестибюля круглосуточно работают насосы, выкачивая талую воду, затапливающую эскалаторы.

Рабочие в 1959 году знали о такой возможности, но знание это было утрачено в аврале казнокрадства, поэтому более 60 лет назад можно увидеть бетонную отмостку у галереи, систему водосточных труб, а также буферный противооползневый барьер слева у дальнего края вестибюля.

В современной Москве мэр выбрал таких исполнителей, которые решили не задумываться о таких мелочах… или вообще не задумываться? поэтому почва склона примыкает вплотную к стенам галереи, и если приглядеться - оранжевая изоляция проложена лишь внизу, где могут проверить. А выше, куда контроль не полезет нет ни гидроизоляционной обработки бетона, ни теплоизоляционной подушки, ни отмостки. Я уж не говорю о том, что нет водосточных труб, вентфасад не установлен до конца.

Я уже писал, что новый вестибюль в разы больше оригинального, из-за этого не осталось места для площади, клумбы и лавочек. Судя по вкоряченной букве “М” - это здание имеет отношение к метрополитену. Но построена вся конструкция не по стандартам метрополитена. В частности, двери тут гораздо ниже тех, что устанавливаются в метро. Каждый, у кого есть ванна, знает, что плитку надо класть симметрично, иначе выглядит это крайне колхозно. Проектировщики эскалаторной галереи в Москве видимо не видели никогда санузлов, иначе как объяснить, что вентфасад сделан несимметрично! Тут не то что ад для перфекциониста, от созерцания данной конструкции любой даже самый культурный человек разразится самыми сорными словами русского языка в адрес проектировщиков, строителей, и того, кто все это утверждал на самой высшей должности Москвы.

Кроме очень низких дверей в тамбуре очень низкие потолки. Кстати я уже упоминал, что этот эскалатор установлен в парке. А зимой в парке катаются на лыжах, и иногда человек на лыжах хочет подняться на эскалаторе. Но это превращается в целый квест. Тамбур сделали небольшим, а двери и потолки низкие, поэтому легко поневоле зацепить фальшпотолок. А так как грильято просто укладывается сверху без фиксации, то сегменты потолка выбиваются и не просто криво лежат, но и могут упасть на проходящих. Естественно никто из многочисленных сотрудников эскалатора не утруждает себя усилием поправить панели. Можно было подумать и сделать или потолок повыше, или использовать другой тип панелей, но девиз московской мэрии “зачем думать, надо грести бабло пока бюджеты есть” сработал и тут.

Если вы думаете, что оказавшись внутри вы будете избавлены от проблем, то ошибаетесь. “Дорого, глупо, некачественно”. Именно эти три характеристики удается совмещать в любом проекте под руководством московских градоначальников. Внутри повесили кучу светильников. И это было бы хорошо. Но светильники использовали дорогие. Их почему-то повесили волной. При том, что больше нигде ни в одном элементе конструкции и декора волна не повторяется и не обыгрывается. Поэтому выглядит максимально глупо. Мы живем в 21 веке и многие люди знакомы с таким понятием, как диммирование. Жаль, что этого нельзя сказать о создателях московского чуда. Что может быть проще, чтобы сделать так, чтобы яркость светильников была привязана к датчику наружной освещенности. А так получается, что прогуливаясь в полумраке парка (пусть и сопровождающегося миганием разноцветных прожекторов) я был практически ослеплен, когда зашел внутрь вестибюля. Даже если светильники недиммируемые, можно же было сделать “двухклавишный выключатель”. Дома же у многих так: можно включить две лампы в люстре или три лампы, или сразу все 5 ламп. Но видимо проектировщики не видели люстр в своей жизни, будто из тундры приехали и сразу доступ к бюджетным деньгам получили.

Как тут насчет техники безопасности? Интересно какое напряжение в этих кабелях и что за дыру прикрывает фанерочка. Я бы не описал такое состояние объекта как “готов к торжественному открытию”, а ведь я был на десятый день после Собянина. Кстати в этом огромном вестибюле нашлось место вендинговым автоматам, но вот такую малость как туалет, сделать позабыли. Зато мрамора не пожалели. Ну ничего, мы же в парке…

Помните, я говорил, что вода подтапливает эскалаторы… Оказалось, что она их заливает и сверху. Вода капает с потолка и подтекает по стене, собираясь лужицами внизу. Я думаю, что проектировщикам нужно было сказать, что строить нужно не аквапарк, где на склоны должна подаваться вода для улучшения скольжения, а эскалатор.

Возможно тут ошибка контруктора и точка росы находится внутри помещения, соответственно, конденсат стекает вниз. Или плохо заделаны швы между стеклопакетом, рамой и оконным проемом. Кстати отливы снаружи где-то вообще не установлены, а где-то сделаны с обратным уклоном.

Россию вообще можно охарактеризовать последнее время фразой “вся в г.вне и мишуре”. Так и тут. Окна помыть для торжественного открытия не удосужились, но денежки на новогоднее оформление не потратить не могли. посмотрите на раскладку окна. Опять “ад перфекциониста”.

А теперь посмотрите внимательно на эскалатор и попробуйте определить, чего тут не хватает. Того, что есть всегда на эскалаторах. А я пока скажу, что эскалатор тоже странный, не того типа, что используется в метрополитене. У него поручни расположены гораздо выше. Чем это обусловлено я не смог предположить. Если у вас есть объяснение - напишите в комментариях.

Во всем мире есть дебилы и хулиганы. Этого нельзя отрицать. Поэтому уже много лет эскалаторы делают так, чтобы по ним нельзя было скатиться, как с горки. Кроме того, ставят поперечины, чтобы монетки, запущенные особо одаренными вниз, не разгонялись до убийственной скорости, а отлетали вбок, не нанося травм. На фото ниже иллюстрация - тут в качестве ограничителей скольжения используются светильники. Если нет светильника, то устанавливают специальные полусферы. Видны также металлические поперечины. Но опыт предыдущих поколений был отринут проектировщиками сооружения на Воробьевых горах. Не обратила внимания на такую мелочь и приемочная комиссия. Что говорит в определенной степени об их интеллектуальных способностях. Поэтому наш эскалатор представляет собой идеальный крутой полированный стальной склон, по которому “так весело” запускать монетки. Охранники внизу уже знают о такой “опции”, поэтому стульчик поставили за колонной. Пусть эскалатора, за которым положено наблюдать и не видно, зато 5 рублей лоб не пробьет.

Поднимаясь наверх мы можем насладиться легкими осадками уже от протечек верхнего вестибюля.

Видно, что течет не только снаружи, но и внутри стены. Можно наблюдать многочисленные “водопроявления”.

С горем пополам и зонтиком в руках мы поднялись в верхний холл. Посмотрите как грамотно повесили указатель. Лампочки точно отражаются в нем и прочитать ничего невозможно. В принципе не очень понятно назначение указателя внутри помещения, ведь там нет выбора направления движения - только вниз (и это я не о будущем России сейчас). Логично всю информацию было разместить снаружи здания, чтобы пешеход знал, что это за сооружение и зачем в него заходить… или не заходить. Но где логика и где проектирование московской инфраструктуры.

Отдельный капец - это сочетание волнистого паттерна светильников и его отражения. Они вызывают у нормального человека при ходьбе небольшое ощущения головокружению. Бабульке одной прям нехорошо стало. А вот что станет в вестибюле с больным эпилепсией - представить страшно.

В принципе никакого смысла строить столь монструозное здание не было. Просто маленький холл с большим количеством дверей полностью бы выполнял те же задачи. Здесь буква “М” хоть имеет какой-то смысл, потому что желающие попасть в метро действительно должны зайти внутрь. Видимо тут работала другая бригада чертежников, и фальшпанели здесь навесили практически симметрично. Конечно же сделать полностью симметрично не удалось, но мы же не в Японии. +- 10 см для Москвы работа идеального качества.

Наверху тоже все обмотали гирляндой. С учетом того, что обматывали криво и так сами по себе рахитичные деревья, то выглядит это все криповато. Добавляют треш атмосферы труп в маскхалате, вблизи оказавшийся кучей мешков с мусором, и какие-то синие полузакопанные бочки. Так и кажется, будто оказался в каком-то Fallout, но нет, это торжественно открытый мэром объект транспортной инфраструктуры столицы.

Подсветка деревьев вообще очень сложная штука, легко переборщить, но есть и неплохие реализации. Необходимо лишь учитывать, что не каждое дерево можно декорировать красиво.

Как обычно москвичей никто не спрашивает и альтернативы не предлагает. Ведь единственный пеший путь для тех, кто не может смириться с уродливой постройкой или просто хочет пройтись пешком, оказался закрыт. Раньше эта дорожка вела на площадь с клумбой, но нижний павильон построили на 10 метров длиннее и дорожка теперь упирается в его стену. Естественно, вместо того, чтобы подправить дорожку, ее просто перекрыли.

Интересно, сколько лет проработает новая галерея, ведь старая функционировала чуть менее 30 лет, и причины ее закрытия довольно туманны. Ваши версии в комментарии, буду рад.