АвиацияПолитикаТехнологииТранспорт

Савельев, Аэрофлот и цены на билеты

Всегда умиляют заявления больших начальников. К примеру, руководитель Аэрофлота высказался недавно, что авиабилеты в Советском Союзе были не дешевле, чем сейчас. Вот текст его выступления.

“Мы сделали аналитику. Это средняя зарплата, которая была в Советском Союзе в 1974 году, и, допустим, мы взяли два противоположных направления, Нью-Йорк и Токио. Итак, в 1974 году средняя зарплата в нашей стране составляла 143 рубля, а в 2019-м — уже 47 867 рублей. При этом билет на самолет из Москвы в Нью-Йорк в 1974-м обошелся бы в 295,5 рубля, а в 2019-м — в 20 485 рублей. Получается, что сегодня товарищ со средней зарплатой может купить на нее практически два билета аэрофлотовского экономкласса за океан. А тогда ее не хватало даже на полбилета”

Савельев подчеркнул, что это касается и цен на авиабилеты по внутренним маршрутам СССР.

“Если мы возьмем полеты на Дальний Восток — около 120 рублей Москва — Владивосток в одну сторону при зарплате 140. Никогда не было дешевых билетов”.

Ну, давайте проверим.

Хочу отметить, Савельев лишь дал повод для размышлений. Я считаю Аэрофлот одной из лучших авиакомпаний мира. Я не спорю с его высказыванием, я описываю реальную ситуацию.

Хотя лучше сравним с США, страной, в которой авиастроение также развито было как и в СССР.

Какая динамика происходила в Америке.

Цена перевозки

В 1990 году фактическая средняя цена мили была 32 цента (с учетом инфляции), а начиная с 2005 держится около 16 центов. Средняя цена авиабилета “туда-обратно, полный комплект” в 1990 году в “реальных долларах” была 566 долларов, а стала 367 долларов к 2019 году. Разница пропорций объясняется тем, что увеличилось расстояние среднего полета. Отлично, больше людей летают, летают дальше, летают чаще, самолеты появляются более экономичные, происходит автоматизация процессов. Поэтому цена перелета в США снизилась фактически в 2 раза.

Что же с объемом перевозок?

В 1990 году перевезено было около 450 млн пассажиров, в 2019 более 850 млн. Тут и говорить нечего, растут в темпе мировых лидеров.

Какая ситуация в СССР и ее наследнице, России?

Цена перевозки.

Из Москвы в Ленинград можно было слетать в 1990 году за 18 рублей, а в Киров можно было слетать за 21 рубль. Давайте рассматривать Киров, потому что направление в Питер слишком выделяется из общего ряда (цена на перелет выросла за предыдущие несколько лет на 50%, что выше среднесоветского роста цен на перелеты в период с 1980 по 1990 годы). Средняя цена билета Москва-Киров 5000 рублей стала к 2019 году. Конечно, можно улететь и дешевле и дороже, но мы упростим условия в пользу нашей страны и отбросим всякие возвратные тарифы, бизнес классы, оставив жесткий невозвратный, но багажный эконом. Если пересчитать это в центы и сделать поправки на инфляцию, получится, что в 1990 году цена была 7 центов за милю, а в 2019 - 16 центов за милю. Фактически, цена перевозки выросла почти в два раза, несмотря на то, что введены новые техпроцессы, используются экономичные, современные самолеты. Только наличием гигантского бюрократического аппарата я могу объяснить то, что цена мили сравнялась с США, где дороже всё, от труда уборщицы до топлива. Куда исчезают гигантские суммы? Загадка. Вот вам пример: представьте, что завтра Iphone в Америке подешевеет в 2 раза, а в России, наоборот, подорожает в два раза. Вот именно это и случилось  с авиаперевозками.

Сколько же людей летало в СССР.

Оказывается, что количество пассажиров было просто гигантским. В 1990-м году было перевезено более 90 млн пассажиров, практически все внутри СССР. Это обусловлено большой связностью пассажирской авиасети, популярности перелетов на малые расстояния. Конечно, это меньше, чем в США, но главное, это тенденция. Наверняка мы сделали гигантский рывок, после начала активных перелетов за рубеж. Но посмотрим, сколько же людей перевезли все российские авиакомпании вместе за 2019 год. 128 млн. пассажиров. Хороший прирост в 38 миллионов, но на фоне роста США на 400 миллионов, кажется не очень серьезным.

 

Кому дешевле летать.

Учтем доходы в СССР

В 1990 году зарплата составляла 165 рублей, если пересчитать это в современные рубли 2019 года, то получится 16500 рублей, это учитывая инфляцию. Но по факту доходы населения выросли. 2019 год: медианная зарплата 35 тыс рублей, зарплата обогнала инфляцию на 18500 рублей. Но и рост цены на билет тоже сильно обогнал инфляцию. Средняя цена билета Москва-Киров 5000 рублей, Москва-Санкт Петербург - 4000 рублей. Получается, что билет в Киров 1990 году стоил 12,7% месячного дохода, а сейчас 14,3% месячного дохода. Получается, прав Савельев, перелёты не стали менее доступны для граждан, ведь пара процентов, это так, ерунда.

Вопрос в том, можно ли этим гордиться? Посмотрим, как дела у наших “партнеров”.

Поглядим на зарплаты в США

С учетом инфляции, зарплаты выросли не так сильно, как в СССР, не в два с лишним раза. Медианная зарплата обогнала инфляцию за 30 лет лишь на 15%. Но вот в абсолютных числах прирост составил 23 тыс. рублей, со 155000 до 178000 рублей в месяц. Вспомним, что в данный момент цена мили перелета сравнялась в США и России, то есть американец, чтобы прилететь в свой условный Kirov за 480 миль от дома, заплатит те же 5000 рублей в 2019 году, что составит 2,8% от его дохода, что значительно меньше 6,4% в 1990г.

Выводы

Если не учитывать изменения уровня доходов, а лишь инфляцию, то можно говорить о том, что цена пассажирских авиаперевозок в России показала в 5 раз худшую динамику, чем в США.

Если учитывать доходы населения, то можно говорить, что цена перевозки для россиян подорожала незначительно (около 10%), а для жителей США стала в 2,3 раза ниже.

Главный вывод

Путешествия на самолете несут в 5 раз меньшую финансовую нагрузку для жителей США чем для жителей России. Притом, что в 1990 году эта разница была всего лишь двукратной. Руководству Аэрофлота должно быть стыдно за то, что благодаря деятельности руководства авиационной отрасли России, ее граждане, и раньше тратившие большую часть доходов на перелеты, вынуждены платить в 5 раз большую часть от своего дохода по сравнению с жителями США.

Почитать

Откуда взялись числа можно, частично, узнать здесь:

https://www.airlines.org/dataset/annual-round-trip-fares-and-fees-domestic/#
https://www.theatlantic.com/business/archive/2013/02/how-airline-ticket-prices-fell-50-in-30-years-and-why-nobody-noticed/273506/

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *