Берлин
Давно ничего не писал в ЖЖ. Вот теперь захотелось поделиться. Я не профессиональный блогер, не путешественник, а классический турист, поэтому в разных странах попадаю в разные непредсказуемые места и со мной постоянно происходят казусы. Ибо карма. К примеру, я гораздо точнее Гидрометцентра могу предсказать, когда будет дождь и ветер, аномальное похолодание. Это произойдет ровно в дни моей поездки. Вот и сейчас Москва провожала меня бодрящим морозцем.
Перелет
Авиакомпания Победа радует безмерно новшествами. Попытался и осуществить такую банальную казалось бы операцию, как онлайн регистрацию, ведь багажа у меня не было, да и как его возить, если раньше цена была 499 рублей, то потом выросла до 777, теперь 888 рублей. Но не тут-то было. Во время чекина требуется внести все данные, в том числе и о визе. Но потом требуется выбрать места. Без выбора места онлайн чекин не проходит. Просто нет кнопки далее. Но выбор мест – услуга платная. Окей, забиваю на онлайн чекин, закрываю окно браузера, кладу в рюкзак паспорт, пакетик чая, вчерашний бутерброд и еду чекиниться во Внуково. На стойке «Победы» мне говорят, посмотрев на паспорт, вы неправильно указали данные визы. На мое предположение, что данных о визе у них быть не должно, так как процедура онлайн-чекина была прервана, мне ответили, что все данные введенные на любом этапе работы с сайтом автоматически сохраняются, не важно, закончена операция или нет. И если у меня нет скриншота, где указано явно, что я ввожу точные данные, то с меня 500 рублей. Ок. Вот это развод. Правда места достались бесплатно шикарные – в проходе. Иногда полезно приходить на чекин последним.
На обратном пути было еще веселее. Естественно дата моего обратного полета совпадала с внедрением Победой нового правила платного чекина в зарубежных аэропортах. Удивительно, что об этом предупредили по электронке. 25 евро за распечатку посадочного, ну ладно у RyanAir по-моему вообще 29 евро за эту услугу. При вылете у сотрудника спрашиваю, нужно ли печатать посадочный при онлайн-чекине, ведь он останется бесплатным?! Да, говорит мне мой собеседник, печатать обязательно, онлайн бесплатный. И что же происходит за 24 часа до вылета? Онлайн чекин не проходит, опять требует выбрать и оплатить места. Но кнопочка «далее» есть, но на нажимается! Ок, оплатил места (еще 450 рублей), кнопочка тут же стала нажиматься. Жил я в чудесных апартаментах, с замечательным персоналом, поэтому мне посадочные распечатали бесплатно. И что же я услышал у сотрудника, проводящего предпосадочный контроль в аэропорту Тигель? – Посадочный можно не печатать, достаточно показать на телефоне! Ну почему у меня все всегда так?
Иногда ощущаю себя Икаром, в образе которого представлен Отто Лелиенталь в Берлинском аэропорту.
Кстати, озвучил предполетный инструктаж в самолете Гарик Харламов, и он начинает бесить уже со второго полета. А вот стюардессы обслуживающие и прямой и обратный рейс оказались очень дружелюбными, улыбчивыми и милыми. Спасибо. Ну ладно, теперь немного подробнее о том что было между двумя этими «победными» перелетами.
А был между ними Берлин. Ух сколько я начитался о том, что аэропорт ужасен. Но все оказалось как всегда преувеличено. В меру ухоженный, в меру логичный терминал. Для жителей Евросоюза с биометрическими паспортами прохождение границы полностью автоматизировано и занимает 15-20 секунд. Поэтому они не ждут. Остальные ждут. Причем видимо у немцев есть норматив, сколько человек может провести в очереди ожидания паспортного контроля. Ведь чем больше человек набивается в зал, тем более поверхностен оказывается пограничный контроль. У меня так получалось, если в очереди 10 человек, то у каждого и билет спросят и цель визита, да и ппару шуточек пропустит. А вот если ждет толпа, то пограничник начинает напоминать мультяшного ерсонажа, с такой скоростью шлепает печати в паспорта. В общем минут 40 я постоял. Нынешний аэропорт хорош тем, что у него небольшие пассажиропотоки, по крайней мере склаыдвается такое впечатление. Да и находится он в черте города. Поэтому ездят из него обычные городские автобусы в разные районы города и по обычной цене. 2,80 евро за человека. Но этот билет действует в течение 120 минут по всему городу независимо от количества пересадок. Вообще проезд здесь недорогой, по сравнению с ФРГ. За исключением Черного Леса, где проезд для туристов бесплатный. За 29 евро проездной на 5 человек на весь день по всей земле Бранденбург, а это 200 на 240 км. Это чуть меньше Московской области. Причем входят все виды транспорта на весь день без ограничения количества поездок. По цене выходит так же как съездить на электричке в Орехово-Зуево и обратно компанией. Причем входят все виды транспорта на весь день без ограничения количества поездок за исключением скорых поездов.
Транспорт Берлина
Транспорт в Берлине вообще отлично развит. В каждой земле действуют не отдельные маршруты электричек, а система электричек. Если ваша электричка вдруг задержалась, а дальше вам ехать с пересадкой, то не стоит переживать, вас подождут! У такой системы есть как плюсы, так и минусы. С одной стороны, к вечеру вся система электричек может опаздывать на 5-10 минут от расписания, с другой стороны все RE и RB электрички ждут вас, а отходящий от станции автобус тоже не уедет не дождавшись пассажиров. А не как в Москве, где ночные автобусы ездят независимо и приходится ждать на остановке по 25 минут пересадки. И если электрички перестают ходить ночью, то по городу вы с легкостью сможете проехать в любое время. Для этого есть трамваи, автобусы, а в пятницу и субботу и метро. Большой минус транспорта в Бранденбурге в том, что ходят контроллеры и их много. И многие из них в штатском. А штраф за безбилетный проезд – 60 евро с человека. Наказывают и не прощают. Сам был свидетелем такой процедуры. Для планирования поездок на общественном транспорте удобнее всего использовать приложение для телефона DB Navigator, просто следуйте его инструкциям, если местность для вас незнакома. В нем же можно покупать билеты оплачивая как картой, так и PayPal. Электрички бывают разные, одно и двух этажные, но во всех чисто и во всех расположение сидений 2+2. Людно только в часы пик. Количество вагонов зависит от загруженности направления. Может оказаться и один а может и 8-10. Везде есть туалеты, в некоторых автоматы по продаже кофе и снэков. Много мест напротив друг друга, где есть маленький столик. Часто есть навигационные дисплеи, с указанием следующей остановки и указанием куда и во сколько отъезжают другие поезда в ближайшее время с приближающейся платформы.
Очень удобно. Минус один – понять, едет электричка или стоит, очень сложно, настолько тихо внутри, лучше, чем в «Ласточке» питерского направления. А если за окном темно, то и направление движения не всегда угадаешь.
Достопримечательности
Тиргартен
Для любого советского человека Берлин прежде всего точка Великой Отечественной Войны. Поэтому я не мог не посетить мемориалы павшим в Тиргартене и Трептов парке. Только по официальным данным при штурме погибло 20000 советских солдат, в братской могиле Тиргартена захоронено 2000 человек. В Трептов парке около 7000. Поразительно, что Германия тоже потеряла погибшими 20000 солдат, при абсолютном превосходстве Советской Армии в технике и живой силе: на каждого немецкого солдата приходилось 4 советских, против каждого немецкого танка в бой шли 30 советских. Интересно, что война не закончилась смертью Гитлера. Немецкое правительство 1 мая лишь запросило перемирия для переговоров, но отказалось капитулировать. Своим решением приговорив тысячи солдат и мирных жителей на смерть. Бои продолжались еще 7 дней.
Мемориал в Тиргартене стоит немного в стороне, в тихом парке и тысячи туристов не беспокоят вечный покой героев. Интересно, что мемориал украшают 2 танка т34-76, практически не использовавшиеся на основных боевых направлениях в Германии, так как потеряли актуальность к 1945 году.
Так и советская идеология потеряла актуальность в современной Европе.
Трептов парк
Мемориал в Трептов парке очень отличается – он хоть и не в центре, но величественный, огромный, по местным меркам.
Конечно высота основной скульптуры всего 12 метров, что не сравнится с 141 метром Монумента Победы в Парке Победы в Москве.
Но в масштабах Берлина выглядит он впечатляюще. В основе постамента – гранит из бункера Гитлера.
В этом парке, скорее всего наивысшая плотность русскоязычных посетителей, для современных туристов других стран этот мемориал не очень интересен. В путеводителе Frommer’s он вообще не упоминается, в Lonely planet описан в 5 строчках в разделе Южные пригороды на 520-й странице, Dorling Kindersly тоже в разделе окраинных достопримечательностей и везде без иллюстраций. Google в Things to do даже не упоминает этот мемориал, Яндекс в списке достопримечательностей Берлина ставит этот мемориал в первую десятку, но на первом у него музей гомосексуальности.
В Трептов парке не только статуя воина спасителя примечательна, но и зал внутри постамента, а также противоположный край, где расположена статуя, изображающая Родину скорбящую по погибшим сынам. Рядом с ней растут искореженные плачущие березы, а чуть дальше – высоченные березы ровными рядами. Очень символично и красиво.
Но конечно поездка началась не с посещения достопримечательностей, а с заселения. Впервые встретился с таким разумным подходом – на почту пришло письмо с номером ящичка и кодом. Ящики висят на улице, рядом с дверью ресепшн. Набираешь код, внтури ключи и инструкция (по-немецки исчерпывающая) как найти апартаменты. То есть заселиться можешь в любой момент. Этот метод должны взять на вооружение все отели. Можно вообще свести общение к минимуму, что не может не радовать интровертов.
Жилье
Raja Jooseppi – могу смело рекомендовать эту немецкую фирму в управлении которой находится около десятка апартаментов.
Дом находится в непосредственной близости от станции метро Bernauer Strasse и одноименной станции трамвая. До любой части центра города – 10 минут езды.
Метро
А ездить в Берлинском метро интересно. Оно старше московского на 33 года. Но меньше.
Станции лишены художественного оформления, их всего 173, а пассажиропоток в 3 раза меньше московского.
Нередко веселенького желтого поезда приходится ждать 10 минут, но можно купить за это время на станции бутерброд или булочку, выпить кофе.
Земля Бранденбург является дотируемым регионом, поэтому на инфраструктурные объекты выделяются ограниченные средства, что в условиях сокращающегося населения Берлина не приводит к развитию метрополитена. Последняя станция открыта в 2009 году, соединив метро с центральным вокзалом.
В каждой стране есть свои достопримечательности, которым хочется уделить внимание, а в Германии их множество. Но еще в Германии огромное количество термальных источников, вернее мест, где добывается чистая полезная для организма вода. Если на карте вы увидите название города начинающегося со слова Bad, то там точно будут минеральные воды. И по всей Германии их десятки. А я очень люблю термальные воды. Поэтому первую половину дня я гуляю по городу, а вечер провожу «на водах». Поэтому есть и спать получается в так любимых мной электричках. Эта поездка не стала исключением, поэтому бросив рюкзак, я отправился в Бад Заров, городок в 55 километрах от Берлина.