ВДНХ

ВДНХ - павильон 70

Первый рассказ

Павильон имеет уникальную судьбу – он представлял Советский Союз на Всемирной выставке 1967 г. в Монреале (Канада). После окончания Expo 67 павильон разобрали и несколькими кораблями перевезли через океан обратно в Москву.

Это очень редкий прецедент не только для советской архитектурной практики, но и для всей истории международных выставок.

СССР придавал очень большое внимание участию в монреальской выставке: за несколько лет до этого, еще при Хрущеве, предполагалось организовать Всемирную выставку 1967 г. в Москве. Были даже подготовлены проекты по перестройке территории ВДНХ под эту выставку. Финансовые соображения, а также перемены в международной обстановке привели к тому, что СССР отказался от своей заявки на проведение выставки, и за этот проект взялся Монреаль.

Кроме того, на тот момент последней по времени Всемирной выставкой была выставка 1958 г. в Брюсселе, где Советский Союз выступил очень успешно, прежде всего за счет демонстрации своих космических спутников. В середине 1960-х гг. большую выставку организовал Нью-Йорк, но из-за формальных нарушений Международное бюро выставок не подтвердило ее статус в качестве Всемирной выставки; СССР в ней не участвовал. Получалось, что Монреаль становился первой глобальной площадкой для показа советских достижений почти за 10 лет. К тому же в 1967 г. праздновался юбилей Октябрьской революции.

Сооружение, созданное архитекторами М. В. Посохиным, А. А. Мндоянцем и Б. И. Тхором, и в самом деле оказалось выдающимся. Эффектная кровля с большим козырьком держится на четырех у-образных стальных опорах, на которых укреплены перекрытия антресолей. Основной объем, поднимающийся над стилобатом, имеет полностью стеклянные стены, так что массивное здание кажется невесомым. Все экспозиционные уровни – антресоли, террасы – хорошо просматриваются снаружи. Особенно эффектно освещенный павильон смотрелся в ночное время.

Стена главного фасада павильона немного наклонена вперед, чтобы придать всей постройке дополнительную динамику. Сквозь фасадное стекло виден узор на потолке из алюминиевых пластин, очертаниями напоминающий первый в мире сверхзвуковой пассажирский самолет Ту-144, строительство которого как раз завершалось в то время.

Стальной каркас павильона был изготовлен в Италии. Также итальянские специалисты производили инженерный расчет и монтаж павильона в Монреале. Остальные отделочные материалы и оборудование были привезены из Советского Союза – алюминий, стекло, дерево, эскалаторы, электрооборудование.

На ВДНХ новый павильон поместился между Северным входом и скульптурной группой «Рабочий и колхозница» (напомним, эта скульптурная группа в свое время также вернулась в Москву после Всемирной выставки 1937 г. в Париже). Как и «Рабочий и колхозница», фасад павильона обращен на восток, в сторону Ярославского шоссе.

Повторная сборка павильона на ВДНХ началась в 1970 г. и заняла целых семь лет. Различия рельефа и климатических условий в Москве и Монреале потребовали внести в проект ряд изменений. В отличие от Монреаля, где посетители поднимались в павильон при помощи эскалаторов, к фасаду была пристроена большая лестница, ведущая сразу на второй этаж. Были заново устроены вентиляционная и отопительная системы, чтобы павильон мог работать круглый год.

Павильон открылся осенью 1977 г. выставкой «Интерпрессфото-77». В дальнейшем тут регулярно проходили крупные тематические выставки, такие как «Дни ГДР в Москве» или «60 лет советскому кино».

https://um.mos.ru/houses/pavilon_70/

Второй рассказ

Павильон был представлен общественности в 1967 году в Монреале на «Экспо-67», посвященном столетнему юбилею Канады. Этой выставки могло и не быть. Изначально планировалось, что «Экспо-67» пройдет в Москве в пятидесятую годовщину революции. В 60-е годы советскими архитекторами даже были подготовлены радикальные проекты преображения города. Будущая выставка могла бы занять пространство от парка Горького до Воробьёвых гор, а Михаил Посохин, ставший в 1960 году главным архитектором города, предлагал подвесить над искусственным озером сферический павильон размером со сталинскую высотку. Но всем этим проектам не суждено было воплотиться в реальность из-за экономического положения страны после периода правления Хрущева. СССР отказался от проведения выставки, и было принято решение провести «Экспо-67» в Канаде.

Работая над проектом павильона, Михаил Посохин вместе со своим партнером Ашотом Мндоянцем переосмыслил ранее представленное на «Экспо-58» в Брюсселе здание, спроектированное в виде стеклянной призмы. В Монреальском павильоне им удалось совместить лаконичность, доходящую до аскетизма, с высокой художественной выразительностью. Удивительно, что еще за 12 лет до этого перехода от неоклассики к минималистичному модернизму авторы павильона спроектировали высотку на Кудринской площади.

Еще до открытия выставки организаторы Экспо опубликовали рекламный лист со словами: «Посмотрите, что строят русские всего в 40 милях от США. Как американец, вы должны увидеть это!». Благодаря этому, павильон стал на выставке самым популярным объектом: его посетили более 12 млн человек, что на 3 млн больше, чем у главного конкурента – дома-сферы, созданного американским архитектором Ричардом Фуллером. Определенно, это был большой успех.

Главной особенностью Монреальского павильона была его конструктивная схема. Массивная крыша держалась на четырех мощных опорах, расположенных под углом к земле и образующих две буквы V. Стеклянная оболочка играла роль ограждающей конструкции. На потолок крыши был нанесен силуэт реактивного самолета, который хорошо просматривался вечером, когда интерьеры освещались и становились абсолютно прозрачными снаружи.

Все это придавало композиции здания динамику, ассоциирующуюся с ощущением взлета, — ровно то, что нужно для презентации Ту-144 и космических достижений СССР, для которых павильон изначально и готовился. Внутри пространство было разделено на 3 уровня, соединенных между собой эскалаторами. Благодаря такому решению, посетитель передвигался по экспозиции нелинейно: нижний этаж был посвящен океану, средний — земле, а верхний отдали теме космоса.

Внутри павильона СССР. «Экспо-67» в Монреале
После окончания «Экспо-67» было решено павильон СССР восстановить в Москве, на территории ВДНХ, у северного входа. Поскольку павильон не проектировался как сборно-разборный, ушло почти десять лет на то, чтобы воссоздать его в Москве, а бюджет сборки превысил стоимость возведения с нуля. В ходе переезда пропала проектная документация, поэтому постройка выросла на три этажа. После возведения на ВДНХ, здание отвели под временные выставки и дали соответствующее название — «Павильон межотраслевых выставок».

Третий рассказ

70-й павильон ВДНХ создавался для «Экспо-67» в Монреале (отсюда и его первоначальное название). Затем был пересобран в Москве. Над зданием работали архитекторы «Моспроекта-2» Михаил Посохин, Ашот Мндоянц, Борис Тхор и главный художник Рудольф Кликс.

Почти все для строительства – алюминий, стекло, дерево, эскалаторы – было привезено в Монреаль из СССР. Общие затраты советской стороны на участие в «Экспо» канадская пресса оценивала в 15-20 млн долларов. Три этажа павильона вмещали 10 тысяч экспонатов. Нижний этаж был посвящен океану, средний – земле, а верхний – теме космоса. При входе экспозицию открывала карта электрификации СССР и интерактивный макет Красноярской ГЭС. Позади макета нависал барельеф В. И. Ленина работы скульптора Юрия Нероды. Среди других макетов зрители могли увидеть доменную печь Новолипецкого металлургического завода, первую атомную станцию, термоядерную установку «Токамак» и протонный ускоритель Института физики высоких энергий. На втором этаже располагались ремесленники – резчики из села Богородское и кружевницы из Вологды, которые работали на глазах посетителей выставки. На третьем этаже была размещена имитировавшая ощущение путешествия в космос конструкция под названием «Чечевица», вмещавшая 80 качающихся кресел и диораму с изображением полета. Рядом – диорамы «Пейзаж планеты Венера» и «Панорама Луны», а также множество макетов космических кораблей, спутников и самолетов. На цокольном этаже находились макеты судов, макет морского нефтяного промысла и макет осетрового завода с живыми рыбами.

Сразу после выставки место павильону определили на ВДНХ, у северного входа. Поскольку павильон не проектировался как сборно-разборный, ушло почти десять лет на то, чтобы воссоздать его в Москве. Каркас смонтировали к 1973 году, остекление – только к 1975-му, бюджет строительства превысил общие затраты на строительство в Канаде. На ВДНХ здание отвели под временные выставки и дали соответствующее название – «Павильон межотраслевых выставок».

В начале 1990-х павильон переименовали в «Москву». Внутренние пространства отдали под торговлю десяткам мелких фирм и магазинов. За одеждой сюда приезжали даже из регионов. Со временем «Москва» пришла в запустение, в середине 2000-х самыми частыми мероприятиями здесь стали выставки кошек. В 2009 году префект СВАО Ирина Рабер заявила о намерении снести павильон, но на его защиту встали местные жители и историки, которые назвали планируемый снос недопустимым в связи с тем, что «Москва» представляет архитектурную и историческую ценность.

 

Хронология

В 2009 году префектура СВАО объявила о планах города разобрать павильон и отдать пространство под строительство нового выставочного комплекса, но этому не суждено было сбыться. В 2016 году был объявлен конкурс на разработку нового комплекса «Экспо», в основе которого лежал бы сохраненный Монреальский павильон. Теперь рядом с павильоном планируется возвести новое здание, объединяющее в один комплекс гостиницу и выставочный комплекс. И вскоре у нас появится возможность созерцать один из самых ярких объектов советского модернизма и символ веры «шестидесятников» в прогресс.

https://odyssey.shop/magazine/85108/

В 2016 году был объявлен конкурс на разработку концепции нового комплекса «Экспо» на ВДНХ. Именно тогда было решено, что рядом с сохраненной «Москвой» будет возведено новое здание, объединяющее в один комплекс сам павильон, торговые помещения и гостиницу.

Однако строительство так и не началось. По некоторым сведениям, все ограничилось лишь расчисткой территории – был вырублен парк рядом с «Москвой», после чего на защиту и павильона, и окрестностей вновь поднялись общественники.

Больше трех лет ни в павильоне, ни вокруг него не происходило никаких активностей, и лишь в прошлом году, когда к нему стала подъезжать строительная техника, стало ясно, что скоро что-то начнется. Все думали, что откроется очередной госпиталь для пациентов с коронавирусом, и лишь на днях в СМИ просочилась информация об истинной судьбе постройки. К слову, есть мнение, что ранее ее не афишировали умышленно, чтобы в адрес властей и администрации ВВЦ не посыпались обвинения в том, что в непростое время пандемии, когда все учреждения культуры временно закрываются или попадают под ограничения, в Москве тайно строится новый концертный зал. И не просто строится – в его стенах уже полным ходом «идут дискотеки», то есть тестируется звуковое и световое оборудование.

По последним сведениям, открытие нового концертного зала приурочат ко Дню города в 2022-м или, если не позволят обстоятельства, в 2023 году.

Источник