Эскалаторная галерея
Это сейчас никого не удивишь эскалаторами на улице, а в 1959 году это было чудо. Даже букву М повесили, так как заведовал этим сооружением метрополитен.
Но гуляющие по парку постоянно путались, куда заходить в метро и вместо станции на мосту шли на эскалатор на гору. Поэтому букву “М” убрали.
Эта галерея была популярна, даже в международное кино попала: “Подсолнухи” с Софи Лорен и Марчело Мастрояни.
Но в 1983 году станция Ленинские горы закрылась и переход решили тоже закрыть.
В 2018 году решили восстановить эскалаторную галерею, и проект был разработан очень интересный. Когда эскалаторы выключили, то все стало потихоньку разрушаться, но для удобства жителей даже не сделали лестницу. Поэтому кучу лет люди скользили по горному склону. Вновь станцию метро на мосту уже с названием “Воробьевы горы” открыли в 2002 году и страдающих без лестницы стало еще больше.
Но лестницу все не строили. Вот так выглядел разрушенная эскалаторная галерея.
Фасад даже прикрыли декоративной чешуей.
Внутри к началу 21 века ничего уже не осталось
В итоге проект восстановления был совмещенный - эскалатор для спешащих и лестницы для спортивных. Эдакий “Бали-стайл” посреди московских джунглей.
Увы, лифта для маломобильных все же не предусмотрели. Но сама эко-концепция была интересна.
Увы и увы, но проект жил не долго. Пеших удовольствий нас лишили.
А дальше только хуже. Дальше началось строительство.
Именно на этот проект потратили 1 407 408 019 рублей 31 копейку. На аукцион никто не заявился, поэтому на следующий день контракт был заключен с единственным поставщиком на почти полтора миллиарда рублей 20 января 2019 года.
А теперь сравним сам эскалаторный сегмент из 8 уступов.
Вот так было построено в 1959 году. Обратите внимание 63 года простояло сооружение с потолком (из них 35 лет необслуживаемым), стоящим на двух опорах. Получался своеобразный козырек, окна пропускали много света. причем край козырька был очень тонкий.
Что же предлагал проект?
Да ровно тоже самое, что было в 1959 году. То есть 60 лет развития технологий не позволили реализовать более легкий, воздушный проект. Но взглянем, что же построили?
Мне кажется, что площадь остекления “Чуть-чуть” уменьшилась. То есть строители в городе под руководством Собянина не могу повторить технологические решения 1959 года, доказавшие свою эффективность и надежность за 60 лет? Это ли не деградация государства?
Теперь давайте о вестибюлях. Скажите, если это эскалатор, то чем должны являться верхние и нижние вестибюли? Входом и выходом, скажете вы. Поразительно, но в 1959 году думали также, поэтому весь фасад двухэтажного сооружения на первом этаже занимали двери, в количестве 10 штук.
Но не так прост С.С.Собянин. Первый проект, где предлагалось развитие идеи (14 дверей) с максимальным сохранением исторической достоверности был, естественно отклонен.
Потому что надо сделать хуже и дороже. Справитесь, - вопрошал мэр инженеров. Проектировщики не подвели. И сделали огромный павильон, но количество дверей сократили до 8.
Плохо, сказал мэр. Думайте еще. И в итоговом контракте было представлено вот такое сооружение. было нелегко, но проектировщики оставили всего лишь 5 дверей, увеличив площадь павильона по сравнению с советской весьма значительно.
Ну а как выглядит готовый красавец - гордость российского дизайна и технологий?
Хватит ли цензурных слов, чтобы это описать? Боюсь что нет. Вы же понимаете, что это идеальное вандалоустойчивое сооружение. Что с ним ни сделай, станет лишь красивей.
Оригинальный павильон был лишь немногим шире самих эскалаторов:
Размеры павильонов были 15*21 метр. Собянинский уродец должен был иметь в два раза меньше дверей, но габариты вестибюлей увеличились до 22*27 метров. Больше метров - больше бетона, больше бетона - больше откаты?
Вообще строительство называлось “Противоаварийные работы по сохранению зданий, сооружений”. Как видите, от оригинальной конструкции не осталось ничего.
Потом в это ничто по документам забили 670 титановых свай.
Установили эскалаторы
А потом сделали уже 8 крытых уступов.
Обратите внимание, что рабочие сначала установили заботливо на край крыши декоративные алюминиевые фальшпанели, а потом нежно их раздавили стремянками и грузовыми полозьями, по которым волоком поднимают грузы. Ведь плана распределения деталей и стройматериалов не было. Как это мило, заранее позаботиться о благе градоначальника, чтобы ему еще до запуска проекта в работу можно было начинать планировать бюджет на ремонт сооружения.
Если вы думаете, что к открытию уродец был доделан, то сильно ошибаетесь. Все косяки спрятали под елку. Возможность ими насладиться - это подарок москвичам на новый год.
Это в частности, про неработающие лифты.
Зато шариками все украсили!
Кстати, как вы думаете, бесплатны ли были елочки и коробочки? А вот и нет. Стоимость новогоднего украшения составила 19 977 531 рублей 90 копеек. Да 20 миллионов рублей! Это ли не пир во время чумы. Что, с прошлого года игрушек не осталось? Иначе как разбазариванием бюджета города это не назовешь.
Ну и напоследок сравним наш эскалатор длиной 90 метров с другими.
В Москве встречаются эскалаторы и длиннее. К примеру в метро Парк Победы эскалатор имеет длину около 130 метров.
А вот так в природном парке Китая реализовали эскалатор:
Вернее это один из эскалаторов общей системы длиной более 680 метров, находящийся в долине Эньши в Хубее.
В Барселоне, у парка Гуэль тоже стоит цепочка эскалаторов, поднимающая в гору
Тут сделали просто - никакого укрытия.
В Гонконге установлена целая система эскалаторов и траволаторов, связывающая прибрежный район с жилыми комплексами на горе.
В Сингапуре тоже установили эскалатор, чтобы не подниматься пешком на холм. Размер конечно не поражает, но простота решения очень.
А вот этот замечательный эскалатор-дракон в Китае, обслуживавший посетителей Longqingxia Scenic Area
уже не существует. Прожил он всего два года: с 2017 по 2019.
Пожелаем московскому проекту большего долголетия.