ИталияТехнологииТранспорт

Катамараны

Наиболее просто способ попасть в Фавиньяну – воспользоваться корабликом, курсирующим между островом и «большим братом» - Сицилией. Мы отправляемся в путь из Трапани, ведь именно оттуда паромы ходят наиболее часто.

И паром, в котором мы будем плыть – необычный. Мне удалось купить билеты на катамаран компании “Liberty lines” под названием “Federica M”.

Чем же уникален этот 250-местный пассажирский катамаран? А тем, что это единоутробный брат катамаранов «Сочи-1» и «Сочи-2», которые были приобретены в Россию для навигации по Черному морю. На самом деле я хотел покататься на них в России, но не удалось. Теперь в Италии я наверстал упущенное.

Почему же я говорю, что в России поплавать не удалось. Три корабля проекта “Flying Cat 40” были построены на сингапурской верфи Kværner Fjellstrand Singapore в далеком 1996 году для эксплуатации в Филиппинах. (https://fleetphoto.ru/projects/2578/)

Правда будущие россияне переехали через несколько лет в Англию и трудились большую часть жизни в холодных водах Атлантики.

Откуда их выкупили в Россию в 2010м году.

Маршруты

Купить-то купили, а что делать с ними – не придумали. Сначала хотели на них гонять из Севастополя в Стамбул. Но это странно, класс катамарана (KM AUT2 MHS, HSC passenger-A) не позволяет совершать такие длительные плавания в открытом море. Да и удовольствия мало – 10 часов провести сидя в не очень просторном помещении.

Потом решили плавать из Новороссийска в Анапу. Тоже достаточно продолжительный маршрут. Даже учитывая максимальную скорость корабля в 34 узла (60 км/ч) (https://www.interfax.ru/russia/488416)

Россия - Абхазия

Летом 2013 года катамаран ходил по маршруту Сочи-Гагры за 1200 рублей за билет в обе стороны. (https://kuban24.tv/item/mejdu-sochi-i-gagrami-nachal-kursirovat-skorostnoy-katamaran)

Кстати этот маршрут очень популярен именно у катамаранов, почитайте, какой удивительный корабль был создан советскими инженерами в 1939 году и активно эксплуатировался с летний сезон 1940-го года. Уникальная советская разработка ОСГА-25.(https://privetsochi.ru/blog/history/51682.html или  http://www.barque.ru/stories/1974/speedboat_glider_express)

В 2016 году Сочи и Сухум соединяли маленькие катамараны Меркурий и Нептун (построенные в 2011 году они в 2022 году стоят неиспользуемые на суше).

В 2022 году по этому же маршруту должен был плавать катамаран Грифон, но тоже не задалось.

Весной 2014 года катамараны Сочи-1 и Сочи-2 ходили по маршруту Анапа-Керч за 1000 рублей. (http://www.evpatori.ru/katamarany-sochi-1-i-sochi-2-soedinyat-krym-i-kavkaz.html)

Летом 2014 года ходил по маршруту Анапа-Ялта с ценой билета в 2700 рублей. (https://mark0vich.livejournal.com/31773.html)

Доллар тогда стоил 34 рубля, получается, что за 250 км пути в течение 6 часов предполагалось заплатить 80 долларов. Цена высокая. Даже в сезоне 2022 года в дорогой Италии с дорогим горючим и высокими зарплатами проезд от Сицилии до Лампедузы на более скоростном корабле стоит 59 евро (61 доллар). Не забудьте, что за 8 лет цены выросли на все и везде. Такой высокий ценник был задран по причине того, что это был единственный быстрый путь попасть из Крыма на российский юг. Тогда Россия уже присоединила Крым, но Керченский мост будет построен лишь через 4 года. Видимо владельцы катамаранов решили подзаработать, но оказалось, что с одного юга на другой не особо много желающих. Туристы же летели из столиц на самолетах.

Осенью 2014 года и Сочи-1 и Сочи-2 владелец «Росморпорт» решил продать по какой-то причине. Начальная цена торгов составила более миллиона долларов за один Сочи. (79 769 000 руб) (http://www.morvesti.ru/news/1681/43891/)

Покупателей не нашлось, ведь в России еще с 90-х годов все активы привыкли получать бесплатно от государства либо отжимая у других собственников. Платить такую сумму за отличное судно никто не решался. По слухам, в результате неправильной эксплуатации двигатели катамаранов были очень «ушатаны» и имеют «непредсказуемый» ресурс.

В 2015 году вроде договорились сдать в аренду для перевозки нефтяников по Каспийскому морю, но снова что-то не сложилось.

В 2016 году катамараны были подарены пионерским лагерям Артек (Сочи-2) и Орленок (Сочи-1). Какой смысл было передавать такие мощные суда в пионерские лагеря – никто конечно не знает. В использовании их никто не засвидетельствовал с тех времен. Сочи-1 даже потерял классификацию и выведен из реестра, получается, что скорее всего он неремонтопригоден. (https://cruiseinform.ru/info/news/orlenok/)

А теперь кунштюк: компания ВодоходЪ, да, именно та, чьи структуры должны были обеспечить с 1 июля 2022 навигацию по Москва-реке новых электросудов, но не смогли, а деньги получили… Именно эта компания получила льготный лизинг судов, строящихся за государственный счет и эксклюзив на организацию пассажирских морских регулярных перевозок по черноморскому побережью.

Государство тратит на строительство посредственного катамарана «Грифон» 400 млн. рублей и на строительство судна на подводных крыльях «Комета-120М» 575 млн рублей за штуку.

В то время как в портах простаивают 2 шикарных мощных катамарана без дела уже несколько лет, которые владелец был готов продать за десятую часть цены. В итоге в сезоне 2022 года вместо трех Грифонов, существует в природе только один. На плаву находится всего две кометы из 5. Да и то, находящаяся в эксплуатации у Водохода в очередной раз сломалась.

Если слухи о том, что накрылся двигатель окажутся верными, то с кометами придется попрощаться, ведь в условиях после 24 февраля шансов на ремонт немецкого двигателя нет никаких. В итоге получается, что в Крыму пассажирскую навигацию осуществляет 1 «Комета» со 120 местами на гос.дотациях, а вдоль черноморского побережья ходит 1 Грифон в 130 мест на льготном лизинге.

А вот Federica M ежедневно трудится в Италии в компании Liberty Lines в составе флота из 32 кораблей, вмещающих от 180 до 320 человек способных работать на скоростях 30-38 узлов, принося прибыль своим владельцам. Вот и мои 27 евро за билет в оба конца получили.

Странно получается. Италия не вложила ни копейки в морской транспорт, а он существует и перевозит десятки миллионов пассажиров в год, принося миллионы долларов дохода. А в России: государственной компанией куплены 2 больших качественных импортных катамарана “Сочи-1” и “Сочи-2” по 300 чел., но не используются - заброшены. Были разработаны и построены 2 малых катамарана проекта РМ1800 “Меркурий” и “Нептун” по 72 чел., оказались непригодны для эксплуатации - заброшены. За государственный счет был построен катамаран проекта 23290 “Грифон” на 130 пассажиров. Его мореходные характеристики оказались хуже чем у проекта 342 из 1960х годов. Плывет медленнее, топлива потребляет больше, имеет неремонтопригодный композитный корпус. В итоге миллиарды расходов, а морского пассажирского рейсового катамарана нет…

На море не было волн, да и у меня был в основном опыт катания на спидбоатах в Тае и Индонезии, где волна высотой в метр считается штилем, потому я вовсе не заметил никакой вибрации и шума. Вжух – и вы на месте. Конечно,  это не рекордсмен скорости но переход в крейсерский режим доставляет удовольствие.