LatestМосква

Арбатский фонарь

Некоторые говорят, что Арбат это маленький Париж. Для тех, кто не был в Париже. Но немного таланта художника и сходства уже больше.

Гулял я тут по Арбату и увидел, что фонари очень яркие. Оказалось, что я просто уже стар. Неожиданный переход? А дело в том, что я даже помню, когда Старый Арбат не был пешеходной улицей и уж тем более в других городах пешеходные улицы никто не называл Арбатами. Ведь раньше все гуляли по бульварам. Но город рос, рос и поток машин, и людям становилось некомфортно от их близкого соседства.

Вот и решили одну из бывших центральных улиц города сделать пешеходной. Ведь раньше там был просто гигантский поток людей, до того, как проложили шоссе под названием Новый Арбат.

Улицу строили медленно, ведь это был первый опыт в СССР, но в 1985 году работы были закончены. Возможно специально хотели порадовать будущего мэра Москвы, но улицу вымостили экспериментальной плиточкой.

Для меня, проводящего детство в городе с мощеными улицами, где асфальт был проложен лишь на центральной, плитка была шагом назад, но в столице нравилась всем.

Но не будем говорить про улицу Арбат. Это был бы длинный рассказ. Остановимся на фонарях.

1985

Они тоже были уникальны для страны. Необычный дизайн выделялся на фоне однотипных аналогов. Ар-деко в 1980х, это было смело. Они сразу мне понравились своей эклектичностью, но многие москвичи ругались, что они светят неправильно. А на самом деле просто непривычно. Действительно, лампочка располагалась не просто в стеклянной колбе. Внутри колбы были блестящие алюминиевые диски отражатели, которые работали отражателями.

Несмотря на то, что основание плафона снизу было непрозрачным, фонари не слепили выходящих на балконы жителей. Это было менее функционально, чем классические фонари, однако было необычно. Фонари ставили очень часто, чтобы можно было использовать не очень яркие лампочки, чтобы прогуливающимся было комфортно.

Улица изначально планировалась для эксплуатации в темное время суток. Как и любая приличная пешеходная улица Арбат был обильно декорирован разноуровневыми клумбами, были высажены деревья, много было лавочек для отдыха пешеходов. То что в 2010х Собянин сделал на Тверской, в 1980х было сделано с гораздо меньшими затратами и не выглядело как склепы.

Как я уже сказал, фонари не были серийными, по слухам, их изготовили на заводе им.Хруничева. Мне всегда нравилась их строгая форма, классический цоколь и модные тонированные колбы с отражателями. На опоре освещения устанавливались 1, 3 или 5 светильников.

Прослужила эта красота не очень долго. Во-первых, пьяные вандалы полюбили кидать камни в плафоны. Плафоны быстро заканчивались, поэтому впоследствии стали устанавливать уже обычные, прозрачные. А под конец, в период дефицита, в 1994 и 1995 годах плафоны стали на замену ставить и вовсе матовы, лишающие фонарь очарования.

Кроме того, заменять перегоревшую лампочку было неудобно из-за зеркальных отражателей, поэтому монтажники их часто повреждали ненароком, или просто снимали, и в плафоне торчала несуразно обычная лампочка.

1996

В 1996 году решили фонари заменить. Вернее сам фонарный столб остался старым, поставили лишь новые колбы и чуть изменили крепление основания колбы к столбу, сделав его более декоративным. Да и дизайн колбы оказался очень ретро. По виду плафоны стали похожи на газовые фонари начала века.

С точки зрения инженерии света это был шаг назад. Чтобы как-то распределить свет по сторонам, пришлось закупать специальные лампы, а сам плафон делать опаловым.

Он вроде и прозрачный, но шершавый, возможно это было сделано специально, чтобы потрафить критикам сияния предыдущего поколения фонарей.

Дизайн цоколя не очень подходил таким плафонам, поэтому потихоньку их стали заменять. Но в качестве замены использовали почему-то обычные уродские цоколи, из-за которых стали фонари выглядеть максимально дешево.

Стыдобища. От фонаря с индивидуальностью остался только оригинальный столб, плафоны не подходили теперь по стилю, не перекликались по элементам декора, а цоколь был просто мусорного качества.

Старый Арбат

Такой внешний вид фонарей заставлял приличных людей отводить взгляд и даже хулиганы стали меньше обращать внимание. Ведь ими движет желание уничтожить красоту, а тут справились до них.

2012

Но время не стоит на месте и в 2012 году началась очередная переделка фонарей. Плафоны решили заменить на целиком матовые с ободком, напоминающим диадему.

Стало еще хуже. Дело в том, что источник освещения в идеале должен быть точкой, чтобы создавать четкую тень. Матовый плафон большой и дает непривычную человеку тень, что вызывает ощущение дискомфорта. Кроме того, в 2022 году установлены гораздо более яркие лампы, поэтому кажется, будто пешеходов хотят ослепить.

Уродские цоколи тоже решили заменить, но новые тоже не подходят по стилю. Видимо заказать индивидуальное изготовление в 2010-х годах оказалось невозможно, в отличие от 1980х.

Ну что ж, измельчало русское производство. А в Москве его почти не осталось. Тот же завод Хруничева уже 20 лет не может изготовить спутник: пока собрали верхнюю часть, нижняя рассыпалась в труху от старости.

Напишите какое из трех поколение фонарей вам нравится больше - 80-е, 90-е, или современные.

Меня больше всего поражает, зачем так часто меняют фонари. За 37 лет уже третье поколение стоит. К примеру в Берлине до сих пор стоят несколько тысяч газовых фонарей начала 20-го века и прекрасно себя чувствуют и дают правильный и качественный свет.

А в парке Тиргартен минивыставка фонарей и сообщество любителей газовых фонарей

Правда в Москве тоже есть музей уличного освещения и в 2022 году билет туда стоит 250 рублей, а находится он в центре города. Увы, я не успел там побывать.