FEATUREDLatestTOP STORIESГосударствоТехнологииТранспорт

Московское метро, почему Собянин любит когда узко

Давно я хотел раскрыть какую-нибудь теорию заговора. Что-то, что все подспудно ощущают, но не могут сформулировать или доказать. Кажется, я это сделал. Итак, в 2020-м году был представлен с большой помпой поезд Москва-2020. Эти поезда, по степени внимания мэра, будто бы являются его личным проектом. За что он их любит – это отдельный вопрос.

Я сейчас не хочу распространяться про то, насколько нефункциональными являются тканевые сидения, собирающие грязь и выделения граждан, цветовую гамму вагонов, неудобную навигацию и т.д. Поговорим о главном.

Причина исследования

Я выделяю несколько главных задач вагона метро:

  1. Перевозить людей как можно безопасней
  2. Перевозить людей как можно быстрей
  3. Сажать и высаживать людей как можно быстрей

К сожалению про первый пункт ничего конкретного сказать нельзя, ведь чертежи современных вагонов будто засекречены, по крайней мере сходу не гуглятся. Про третий пункт нам жужжали из каждого утюга, двери шире, люди входят и выходят быстрей. Не будем с этим спорить, ведь бытовыми устройствами это не измерить, только администрация метро владеет этими данными, так что поверим им.

А говорить мы будем про второй пункт. Как можно людей перевозить быстрей?

  • Увеличивать скорость
  • Увеличивать вместимость

И если скорость наших поездов уже давно достигла безопасного максимума, то мне казалось, что можно поработать с вместимостью. Зачастую люди не влезают в вагон, приходится ждать следующий состав. Если вы посмотрите на вагоны Лондонского метро, где невозможно расширить туннели, то там вагоны имеют форму этого туннеля – почти круглые, чтобы вместить как можно больше людей в час пик.

Чтобы человек ждал как можно меньше. На новых линиях метро в азиатских странах изначально запускают поезда, которые гораздо шире, чем в Европе.

А что значит шире? Как правило, внешние габариты нас не очень волнуют. Нас беспокоит только одно – сколько места внутри. И если с площадками у дверей все более или менее ясно – ведь там ничего нет кроме дверей, они пустые, поэтому во всех поездах примерно одинаковое количество людей там помещается. То вот с рядами, где установлены сидения, есть нюансы.
Мне всегда казалось, что новые поезда, собранные по новым технологиям имеют более тонкие стенки, эргономичные сиденья, больше пространства внутри.

Но пользуясь ежедневно лучшим метро в мире, я стал замечать, что в новейших Собянинских поездах мне тесновато.

Если с сидящими все просто – чем больше кресел, тем больше пассажиров вместится, то с местами стоячими важен параметр – расстояние между краями расположенных напротив друг друга кресел, или проще говоря – ширина коридора. И вот тут-то меня ждала засада. Этих данных я не нашел. Пришлось, как и Надежину, измеряющему цветовую температуру с помощью спектрометра в метро, отправиться на полевые испытания.
Я надел две маски, перчатки, облился антисептиком и спустился в подземку. Все это было зря, судя по всему коронавирус в метро не распространяется, ведь маски были надеты у трети пассажиров, и у этой трети часть масок была одета под подбородком, у части закрывала лишь рот. Неудивительно, что у нас умирают более 1000 человек ежедневно, в то время как в европейских странах менее 100 человек в день, а в Китае количество заражений, не говоря уже о смертях стремится к нулю.

Результаты измерений

Ёж

Старый поезд из 60-х годов с мягкими диванами с пружинами и его модификации из 80-х годов) – 120см,

Двери раздвижные - открываются внутрь стены вагона. поэтому стены толстые, тем более сами вагоны более прочные, рассчитаны на жесткие условия эксплуатации и большие нагрузки. Диваны глубокие.

Русич

120см, переходная модель, вагон сделан уже, чем Ёж.

Ока

При Лужкове поезда развиваются логично. Сдвижные двери, выезжающие за габариты вагона только на станции позволяют делать сам вагон широким, а стенки его тонкими. Также сиденья сделаны менее глубокими, чтобы удобней было сидеть детям, а с другой стороны, чтобы сделать проход максимально широким - 145см.

Москва 2019

Сиденья сделаны намного шире, но расстояние между креслами все еще не хуже Советских образцов: 125см.

Москва 2020

Гордость Собянина - 104см. Я еще до измерений предполагал, из-за того, что стало неудобно ездить, что вагон уже внутри. Теперь есть доказательства. По какой-то причине двери сделали просто раздвижными, без выдвижения вперед (я уже писал почему это плохо). Поэтому уменьшился внутренний габарит вагона. По сравнению с Лужковской “Окой” расстояние между сидениями меньше на 39 см. Защитники Собянина набегут и будут говорить, что зато сидения глубокие и не торчат колени сильно в проход, как в Оке. Но даже по спинке кресла Ока шире на 23 см. Человек, когда сидит, от спинки стула до края колен занимает около 75 см. Два человека напротив друг друга занимают полтора метра. В Оке проход между ними составит - 227-150=77см. что достаточно, чтобы боком спокойно разошлить два человека (стандартная ширина - 37,5 см). А в Москве 204-150 - лишь 54 см остается в проходе, что еще достаточно для прохода и стояния одного человека, но абсолютно недостаточно, чтобы разошлись двое.

Зачем так делают?

Оказалось, что у Собянина – самый маленький размер. Более узкий вагон вместит меньше пассажиров. Получается, чтобы обеспечить такой же объем пассажироперевозок, придется пускать поезда чаще, придется закупать поездов больше. Отличный способ обогащения.

Но у нас и так интервалы между составами на грани безопасного минимума – часто поезда ходят с интервалами менее минуты.

Получается, что вместо комфортных, просторных поездов город под руководством Собянина закупает в огромных количествах за безумные деньги узкие тесные вагоны коричневого цвета с красной подсветкой! И ведь это не асфальт, который легко переложить, пассажирам придется ездить в этих узких пеналах не один десяток лет.

Людям ездить в метро теперь уже не нравится, они пересаживаются на личные авто, а тут их ловит парковка по 450 рублей в час!

Я думаю, я создал отличную конспирологическую теорию. Надеюсь, ее развенчает кто-то, а то совсем грустно за будущее Москвы.

Дисклеймер

На всякий случай, во избежание кривотолков – часть изображений взята из Wikipedia, была размещена по лицензии CC4.0 мэрией Москвы https://www.mos.ru/
Все замеры сделаны безопасным стандартным бытовым оборудованием для измерения фирмы Bosch (лазерный дальномер PLR50). Каждое измерение проводилось минимум дважды. Целью сделанных измерений было уточнение ширины прохода между рядами кресел в Московском метрополитене. Все мнения и приведенные измерения являются оценочными, личными, по простому – ИМХО. То есть представляют частное мнение частного лица, и опубликованы в личных целях, а не с целью распространения.