“Москва-2020” новый поезд метрополитена

Сегодня мы поговорим о Московском метрополитене. И не о его неоспоримых достоинствах а о новинке, поезде Москва-2020, который уже в количестве 45 составов принят на службу, о его особенностях, недостатках, преимуществах.

Я не буду рассуждать о том, почему составов уже 6% от общего подвижного состава, а вот посидеть на новых креслах мне так и не удалось. Мне кажется, конечно кажется, будто ради того, чтобы закрыть год более успешно, часть поездов приняли виртуальных. Но мы не будем этому верить, ведь наши чиновники, в том числе и чиновники от метрополитена самые честные.

Поэтому будет не практический разбор, тогда бы Москва-2020 боюсь очень пострадала от моих ласковых комментариев, а сугубо теоретический, по картиночкам, доступным в интернете. Наверняка вы видели этот активно рекламируемый состав и в интернете и в ТВ, но обратите внимание на те моменты, которые меня реально поразили.

Начнем с того, о чем нам всем рассказывают.

Чем хорош “Москва-2020” по сравнению с “Москва-2019”?

Одним из главных преимуществ показывают новые двери. Реально? Новые двери? Именно из-за них цена одного вагона выросла с 65 до 100 млн рублей за вагон?!

А давайте взглянем на двери! Они широкие! Хорошо же? На целых 20 см расширили дверной проем. Но простите, по сколько человек одновременно будет выходить из дверей? И раньше во время остановки одновременно могли выходить и входить два человека! Что изменится после того, как дверной проем расширят еще? Эти двое будут выходить быстрее? Или поместится третий? Не поместится, поэтому расширение дверного проема я считаю избыточным. Мне интересно, на сколько процентов сократилось время стоянки поезда на станции нового поезда по сравнению с Москва 2019 с его дверным проемом 140 см? Проводились ли такие эксперименты, каков результат? Почему нам говорят, что стало больше сантиметров, ведь не зря в ходу утверждение, что дело не в размере, а в соразмерности. Тем более это увеличение обошлось не бесплатно. Вместо 6 посадочных мест в ряд в поезде теперь 5 мест в ряд.

Теперь следующий вопрос к дверям. Почему они стали целиком стеклянные? С какой целью? Какой мне, как пассажиру прок, что мне теперь видны ноги пассажиров в поезде, когда он подъезжает к станции? Не спорю, определенное удовольствие в некоторых случаях получить можно. Но стоит ли оно безопасности?! Возьмем, к примеру, загруженную ветку метро, не Филевскую, где 2 пассажира в год ездят, а Таганско-Краснопресненскую, где утром жители Подмосковья штурмуют вагоны с боем. Какова вероятность, что молоток или гвоздодер столяра, мирно лежащий в рюкзаке пассажира, под давлением десятков тел не расколет стекло? Сколько человек размажется в кровавую кашу о стены тоннеля? Мене вероятность такой ситуации стала пугать еще в Москва 2019. Но тут еще больше площадь остекления. А ведь известно, что чем больше площадь стекла, тем меньше его прочность?

Ну что, оставим в покое двери? Рановато еще. Чем они еще отличаются от дверей поездов предыдущего поколения? А тем, что они сдвижные! То есть отличная идея, которая хорошо себя зарекомендовала в Москва 2019, где двери во время закрытия как бы поджимали легким пендалем чуть толпу внутрь вагона, почему-то отброшена. В случае почти предельной загруженности вагона, новые двери будут блокироваться пассажирами чаще! Давайте на секунду забудем, что они хуже. Давайте посмотрим, чем пришлось пожертвовать ради внедрения новинки. И тут на алтарь инноваций были принесены сразу несколько жертв. Во-первых – целостность дизайна, так как двери сделаны не заподлицо корпуса, а постоянно, и в открытом, и в закрытом состоянии выпирают на несколько сантиметров за габариты вагона. Плюс приводы дверей закрыты кожухом который нависает монобровью по всей длине состава. А так как максимальные габариты вагона строго лимитированы стандартами, то само внутренне пространство вагона стало на 10 слишком сантиметров уже, чем могло бы быть, если бы использовались двери предыдущего поколения.

Ну что идем дальше? А нет! Продолжим с дверями. Каждый знает, что плотно закрытая дверь защищает от шума. Многие догадываются, что сдвижные двери не могут так же плотно быть закрыты как распашные.

Москва-2019. Бесшовный дизайн состава с дверями заподлицо

Поэтому в вагоне Москва 2020 при прочих равных будет шумнее. А вот прочие все же не равны, ведь каждый элемент выпирающий из габаритов корпуса создает воздушные завихрения, которые слышно.

Москва-2020. Четко видна ребристость состава

Каждая дверь каждого вагона будет «звучать». Кроме того, из-за выступающих элементов растет общее воздушное сопротивление состава, соответственно его энергопотребление и, как следствие, стоимость пассажирокилометра, а от того может вырасти и стоимость билета. Ведь для инженеров транспорта не секрет, что гладенький, без выступов и торчащих деталек поезд лучше скользит по рельсам легче проникает в туннели, не испытывая сопротивления.

Сапсан. Гладкие обводы уменьшают воздушное сопротивление и шум

Достаточно посмотреть на профессионалов этого дела – Сапсаны, Ласточки, Шинкансены, и даже обычные поезда метро разных стран.

 

Поезд метро в Гонконге – нет выступающих элементов

Ну что продолжим? Вы уже догадались, что про двери. Точнее я сдаюсь и буду говорить не совсем про двери, а про пространство рядом с ними. Что за загадочные выступающие элементы, напоминающие флипперы из пинбола? Так и хочется найти кнопку, чтобы они дернулись и отбили выходящего пассажира обратно в вагон. Это я веду к теме извращенцев. Тех, кто получает удовольствие, стоя по краям дверного прохода от того, что о них трутся выходящие и входящие пассажиры. Еще они любят в ковидное время дышать на проходящих без маски. Слишком удобны эти крылья, чтобы на них облакачивались некоторые товарищи. Предлагаю к надписи «Не прислоняться» добавить профилактический удар током, для застрявшего надолго господина. Благо желтую сплошную разметку нанесли, а значит «Остановка запрещена».

Теперь побуду адвокатом дьявола

Попробую защищать товарищей Козловского, Ликсутова, Собянина, которые приняли эти поезда в эксплуатацию.

Внимание, довод защиты номер один: в Америке тоже расширяют в новейших поездах дверные проемы! Конечно расширяют, и тоже на 20 сантиметров… но до 147 см. То есть двери будут чуть больше чем в Москва 2019. Что с учетом более «широких», по сравнению с россиянами американцев обеспечит как раз комфортный проход двух пассажиров одновременно.

Далее. Сдвижные двери используются в поездах других стран. Да, действительно используются, и в том числе в метро Гонконга!

Подвергшаяся критике конструкция дверей в поезде метро Гонконга

Но далеко не во всех поездах, и от них запланировано отказываться по причинам, которые я уже упомянул и из-за того, что механизмы этих дверей приходится чаще очищать от грязи, для нормального функционирования.

Теперь про тех, кто стоит в дверях, о людях с низкой социальной ответственностью. Признаться в пору пубертата, я тоже входил в их число, и частенько занимал эту, удобную для пятой точки позицию в проходе. Можно сделать так, как поступили в некоторых составах того же Гонконга – узаконили это излюбленное место стояния, просто выделив под него нишу!

Что на самом деле я хотел бы знать про новый поезд:

  • Насколько меньше шум, издаваемый поездом на большой скорости, при разгоне, при торможении, при проходе кривых, чем у предыдущего поколения.
  • Насколько лучше контролируется температура внутри вагона, чем у предыдущего поколения.
  • Насколько более качественные моторы и рекуператоры установлены, насколько меньше энергии потребляет поезд во время движения.
  • Насколько меньше вибрации внутри вагона, по сравнению с предыдущим поколением.
  • Насколько выше безопасность пассажиров от возможного разбойного нападения – то есть насколько удобней сделана связь пассажир-машинист, насколько лучше расположены камеры видеонаблюдения, чтобы заснять любой момент претеснений в вагоне.
  • Насколько более экологичные и долговечные материалы использованы в новом составе, насколько меньше его углеродный след.
  • Насколько реже требуется техническое обслуживание и насколько ниже его стоимость?
  • Насколько проще и дешевле текущее обслуживание вагонов (в частности уборка).
  • Насколько лучше проводится очистка воздуха в вагоне, насколько лучше новые материалы вагона противостоят распространению новой коронавирусной инфекции, чем предыдущие поезда.

Вот на эти моменты должны были ставить акценты рекламирующие новинку чиновники. А не то, что двери стали шире и из стекла. Увы, эти вопросы остались без ответа.

И еще хотелось бы узнать о системе приемки поезда. К примеру, в Нью-Йорке, где метрополитен тоже обновляется сейчас, и вводятся новые поезда, и сама система также принадлежит городу, существует система приемки. Поезд изготовленный по ТЗ города пускается в эксплуатацию на 30 дней, и если за эти 30 дней выявляется хоть один дефект любого характера, то поезд снимается с тестирования до устранения дефекта, а после его устранения недостатка тестирование запускается заново! Производитель платит за каждый день просрочки неустойку городу. И так продолжается до тех пор, пока в течение 30 дней не будет ни одной погрешности. Только в этом случае производство запускается в серию. Интересно, как этот процесс организован у нас?

На а чтобы дальше не теоретизировать, пока вы обдумываете этот материал и пишете комментарии, я, обвешавшись измерительным оборудованием, отправляюсь на охоту за редким зверем, поездом Москва 2020 в дикой природе, то есть Московском метрополитене.

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *