Фестиваль света Glow в Голландии

Эйндховен – это город света. Раньше здесь производили много свечек, потому появился Philips и стал производить лампочки. И жители города тоже любят свет, поэтому в домах огромные окна или просто стеклянные стены. И конечно же они используют технологию Ambilight в своих телевизорах. Поэтому иногда жилой дом в Эйндховене круглый год выглядит, будто участвует в фестивале света.

Но мне повезло, и я попал в этот город во время четырнадцатого ежегодного фестиваля Glow. Фестиваль проходит не за государственный счет, а за счет частных компаний. Город предоставляет территорию и полицию для регулировки движения. В период фестиваля город преображается и шанс столкнуться с пешеходом выше, чем пострадать от наезда велосипедиста. А это уникальное состояние для Голландии. Так как желающих посмотреть фестиваль огромное количество, то центр города, перекрытый навсегда для автомобилей, закрывают и для велосипедистов.

Так как бюджет праздника небольшой, то и масштаб экспонатов невелик. Конечно, его нельзя сравнивать с московским фестивалем «Круг света» за миллиард рублей. Где количество посетителей церемонии открытия возможно больше всего населения Эйндховена. Хотя за 8 дней фестиваль в Голландии посетило 770 000 зрителей при населении в 230 000, а в Москве за 5 дней – 3 миллиона, при населении в 12 с половиной миллионов.

Конечно же навсегда самым крутым явлением в мире видеомэппинга останется шоу Жан Мишель Жарра в Москве в 1997 году, во время которого было живое выступление, аналоговый динамичный мэппинг, монтаж многослайдовых композиций в реальном времени, синхронизированный с лазерами, фейерверками и прямой трансляцией с МКС. И благодарные 3 с половиной миллиона зрителей, расположившиеся в разных частях города. Я был среди 500 000, разместившихся на площади перед Университетом. Поэтому в плане шоу, ничто меня не может, наверное, удивить.

 

Но есть несколько факторов, которые меня порадовали:

  1. Зрителей очень мало по сравнению с Москвой, можно свободно передвигаться и смотреть. Нет толп. Несколько сотен человек идут по маршруту – это не в счет.
  2. Динамика зрителей. Есть маршрут длиной 5 км, по которому нужно передвигаться, циклы мероприятий в разных локациях привязаны к скорости пешехода. То есть люди не собираются в одной точке подолгу, а группы рассредотачиваются по всему маршруту. Много зрителей с ограниченными возможностями, в том числе слепых! В Москве любое мероприятие – удел сильных, у нас и при свете дня невозможно передвигаться на инвалидной коляске, а уж в темноте и толпе – смерти подобно.
  3. Доступность – нет раздражающих заборов, к любому экспонату можно подойти, сфоткаться, рассмотреть подробно. Никто не торопит и не гонит, люди взаимовежливы.
  4. Интерактивность. Экспонаты и проекции не статичны – они взаимодействуют со зрителем. Таким образом светомузыкальная композиция является результатом взаимодействия зрителей и авторов.
  5. Больше всего меня восхитил звук – мощная акустика включается на небольшую громкость, поэтому звук сильный, благородный, но не надсадный, без перегрузок и раздражающей громкости.
  6. В любой момент маршрута можно остановиться и перекусить, выпить. В Москве во время таких массовых мероприятий обычно либо «хлеб», либо «зрелища».

Теперь по содержанию. Были, конечно, интересные моменты. Пара экспонатов мне очень понравилась, но в целом слабо и по идее, и по воплощению. Чувствуется, что сложно 14 лет подряд создавать что-то уникальное, да еще в ограниченном бюджете.

  1. «Погружение в море цветов» – аналоговый статичный мэппинг на большую площадь был создан Daniel Margraf. Мне понравилась точность работы с пространством – как был выделены деревья, как удалось сохранить фокус на всем пространстве, как были бесшовно соединены проекции с разных прожекторов. А вот его же работа с мечетью уже была менее интересна (обратите внимание на ребенка в футболке – на улице +4), а акулы на здании и вовсе банальны и неинтересны.
  2. Голландия страна цветов, но и страна Ван Гога. Поэтому одна из лучших композиций – это 69 подсолнухов. Композиция состоит из двухметровых цветов, сделанных по технологии китайских фонариков, предзаписанного видеомэппинга и звука сверчков и ласточек. Этот экспонат стал самым популярным по количеству селфи, а также самым провальным, так как селфи не получались – никто не догадывался выставить принудительный режим вспышки. Кстати создавать проект помогали китайцы, поэтому подсолнухи отправляются вскоре в командировку в Нанкин.
  3. К концу тропы добирались самые сильные, видимо легалайз способствует более фантазийному восприятию реальности. Поэтому я, надышавшись травяных ароматов, витавших в воздухе, был впечатлен арт объектом около музея Van Abbe. Светодиодные ленты, натянутые невидимым в ночи тросом, поднимались и опускались в пруду. Что-то медитативное было в подсветке музея, легкой электронной музыке, окружающей тишине ночи.
  4. Очень понравилась 150 метровая световая тропа, созданная совместно организаторами фестиваля и художником Gijs van Bon. 200 цилиндров становятся путем для света и звука. Они расположены на деревянной направляющей, петляющей между деревьев и тропинок. Маячки загорались поочередно и казалось, будто светлячок летит по парку, звук тоже шел из того места, где находился светлячок. Потом ему навстречу вылетал другой, происходило столкновение и уже звучали барабаны и шум дождя. Впервые для меня понятие «звук вокруг» приняло визуальную форму. В описании мероприятия было указано, что используется беспроводное соединение, но я своими глазами видел несколько проводов, протянутых по всему маршруту. Я просто не могу представить, как это технически реализуется. Поэтому очень круто! Кстати, в 2018 году у этой команды был замечательный проект!
  5. Цветочный поток – это последний объект о котором хочется рассказать. Реализовали его студенты, поэтому качество немного подкачала, но вот сама идея достаточно интересная. На берегах реки рядом с мостом расположились гигантские подставки с цветком наверху. К каждой подставке от моста тянулась светодиодная лента, соединенная с кнопкой звонка. Если человек нажимал на кнопку, то поток света бежал от моста к подставке, символизируя жизненную силу, и цветок начинал светиться и понемногу распускаться. Если люди не уходили и продолжали нажимать на кнопку, то цветок держался открытым, если уходили, то цветок сначала закрывался в бутон, а потом совсем гас, исчезая в ночной темноте. Концепция следующая – только прилагая постоянные непрекращающиеся усилия, мы можем спасти нашу природу.

Не могу не отметить, что было много светомузыкальных проектов в помещениях и на улице, а также много организаций принимали участие в фестивале по собственной инициативе, расставляя светильники по кафе, делая подсветку. Можно было поужинать, к примеру в движущемся свете. Всю программу фестиваля можно посмотреть на соответствующем сайте. А я хотел бы отметить, что отель «The Match» , в котором я жил может считать себя полноправным участником фестиваля, так как его интерьеры полностью укладываются в концепцию мероприятия.

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *