АвиацияТехнологииТранспорт

Как нельзя начинать проектировать терминал аэропорта.

В очередной раз доверили дизайн аэропорта тем, кто не умеет думать. На этот раз в Новосибирске, где к ЧМ решили перестроить терминал.
Введите описание картинки
Дизайн аэропорта – это не фонтанчики и стеклянный фасад. Это прежде всего функциональный дизайн. А уже потом красивости.

То есть берется проблема, как 10 млн. человек в год максимально быстро и комфортно доставить из самолета в город и наоборот. Именно такая задача ставится перед аэропортом. Я посетил около 50 – 60 разных аэропортов, наверное. И в каждом из них я был «в первый раз». И ни один российский аэропорт не сравнится по удобству с зарубежными. Человек должен передвигаться интуитивно и с комфортом без знания языка. У себя на родине я полчаса искал туалет в Екатеринбурге. А в Шереметьево в принципе не знаешь, когда выходить из автобуса. Почему-то в аэропорте Кельна мне для того, чтобы попасть в электричку достаточно идти по стрелочкам со значком паровозика. А в Домодедово в декабре приходится выходить на улицу – лютый ветер, поскользнулся на льду, попал под колеса проезжающей машины. И только потом на холодную платформу. У нас делают открытые платформы для поездов везде, будто до сих пор на дворе 19 век и тянут вагоны паровозы. Другой причины, почему бы не закрыть от ветра и дождя платформу я не вижу. Ну да ладно.

Вернемся к планированию аэропорта.

Я для себя выделяю несколько в этом плане важных моментов. Возьмем несколько аэропортов с такой же нагрузкой, находящихся в примерно таких же географических условиях. Пусть это будет Европа. У меня получилось: Берлин-Шёнефельд, Бирмингем (аэропорт), Кёльн/Бонн Штутгарт, (аэропорт). Базель-Мюлуз-Фрайбург (аэропорт) Брюссель-Шарлеруа (аэропорт) Бристоль (аэропорт) Гётеборг-Ландветтер Берген (аэропорт). Все эти аэропорты обслуживают с разным успехом от 6 до 11 млн. пассажиров в год. То есть именно то количество пассажиров, на которое рассчитывают в Толмачево. Все они спроектированы задолго до 2019 года.

  1. В подавляющем большинстве посадка и высадка осуществляется на разных уровнях. Реализуется это с помощью эстакады. И это удобно!
  2. В подавляющем большинстве есть навесы от дождя и солнца над пешеходной зоной на улице. И это необходимо!
  3. Доступ к общественному транспорту прямо из терминала или крытыми коридорами.

Вот до тех пор, пока нет этих трех моментов, я считаю здание терминала просто прямоугольной коробкой, которую может нарисовать третьеклассник.

Потом сюда накладываются особенности ландшафта.

Места много, место плоское, что просится? Правильно – смотровая площадка с кафе. Этакий стакан или выступ над основным уровнем терминала, чтобы сделать бизнес лаунж. А для простых людей – в общей зоне кафе в отдельном помещении, рядом с терминалом. А на улице посадить елок на искусственном рельефе. Искусственный рельеф – это как в Зарядье.

Потом сюда накладываются климатические особенности.

В Новосибирске холодно. 7 месяцев в году средняя температура не превышает ноль. Значит никаких фонтанов, искусственных рек, и прочих развлечений. Строим теплые курилки, используем в строительстве энергоэффективные материалы.

Я бы вообще заставил проектировщиков заставлял строить из картона в поле муляж аэропорта и пройтись по нему в шортах, будто пассажир, прилетевший из Таиланда.

Мне вообще хочется сказать, что проектирование аэропорта – это не красивая картиночка, а например расчет, сколько киловатт-часов на одного пассажира будет тратиться электроэнергии. Про то, сколько литров воды какой степени загрязненности будет сливаться в сточные трубы. Про то, за сколько секунд будет проходить пассажир паспортный контроль, где и как будут стоять киоски самообслуживания, какой фирмы терминалы по сканированию электронных посадочных стоит использовать и почему. Вот это вот все.

Теперь к тому, что получилось у дизайн-агентства SPEECH

1 фото – стекло во всю стену и фонтаны. Знаете кто будет гулять по таким плоским открытым пространствам. Нет, не люди – ветер, холодный сибирский ветер. И разбрызгивать воду из фонтана на проезжую часть коротким сибирским летом. Сколько электроэнергии уйдет на отопление стеклянного помещения?

2 фото – будет очень, очень темно. Машину не найти, ведь нет нумерации рядов, нет бортиков. Зато как удобно дрифтить обкуренным таксистам.

3 фото – Сложно понять наверное, но обычно люди хотят видеть разное, в зависимости от текущих задач. Например, входя в двери терминала они хотят видеть расписание рейсов и соответствующие стойки регистрации. Поэтому табло надо вешать у входа. А не у стоек регистрации. Далее человек хочет от входа легко добраться до нужной стойки. Для этого нужны указатели и навигация служба помощи аэропорта. Но в предложенном дизайне ничего этого нет. Только пустое пространство, чтобы удобно было гонять полотерам на машинках своих. Есть только стойки регистрации и пункты досмотра багажа. Еще про дизайн. Видите гигантские колонны. Представляете какой поток света будет в метре от них? И насколько тускло посередине между колоннами. И я не вижу источников освещения около стоек регистрации. Как вы рассчитывали, в какой программе сопротивление такой фасадной стеклянной конструкции ветровой нагрузке?

4 фото – Где защита от ветра и дождя? Та штука на высоте 15 метров не считается. Где номера входов? Ну почему такая проблема есть только в России? Как встретиться с таксистом? Почему нет выделенной площадки для посадки в общественной транспорт?

Ну и последняя фотография. Вообще кто-то говорил дизайнерам, что сейчас не 30-е годы, что конструктивизм уже не в моде. Возможно они при проектировании ориентировались на ДК им. Зуева, где столь умело сочетаются острые углы и округлости? Но ребята, то что вы видите сейчас – бледное подобие того, что было в проекте изначально. Но вы даже до такого уровня не дотянули. Я уж молчу про то, что у вас козырек держится только на сумме откатов. Но то, что сверху ваш терминал выглядит как лежащий светофор – не скроешь. Кстати, скажу по секрету, таки купола не могут существовать в объективной реальности при земной силе тяжести. Вы проектируете терминал аэропорта, а не футбольное поле. Единственное, что будет удобно, это засесть террористу в лесочек у сзади от гостиницы скайпорт и из снайперки отстреливать пассажиров. Ну или стрелять по терминалу из танка – удобно – издалека и прямой наводкой.

В общем предложенные рендеры лишь образец того, как нельзя начинать проектировать терминал аэропорта.

Один комментарий к “Как нельзя начинать проектировать терминал аэропорта.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *