TravelАвиацияЕвропаТранспорт

Битва лоукостеров

Почему по Европе летать удобней, чем по России

В этот отпуск мне пришлось сделать 7 перелетов. Все они были на крыльях бюджетных авиакомпаний. Трижды я летел RyanAir и по одному разу Belavia, Volotea, WizzAir, Pobeda. На самом деле на коротких перелетах мне не имеет значения комфорт, поэтому как выглядит самолет, какой у него санузел – это все не важно. Главное, чтобы мои ноги влезли. А самым важным фактором является скорость прохождения всех процедур. Путешествую я с ручной кладью, багаж не сдаю, места не выбираю, платные услуги не заказываю. Если вы путешествуете иначе, возможно у вас будут другие приоритеты. Кстати все авиакомпании из обзора используют посадку с двух трапов. Короткий рейтинг авиакомпаний:

Вне конкурса - Belavia

Естественно лидером будет самолет в ливрее игры “World of Tanks”, тут даже обсуждать нечего. Да и не лоукостер это. Самолетик не новый, но в неплохом состоянии.

Первое место - Volotea

Лучше всех оказалась Volotea – доступ к брони по фамилии пассажира и коду брони, чекин удаленно через сайт за неделю до полета. Да-да это важно, ведь иногда в суете забываешь зарегистрироваться, а уж за неделю точно вспомнишь хоть раз. Мобильный посадочный. В самолете можно пересаживаться на свободные места того же класса.

Второе место - WizzAir

На втором месте оказалась WizzAir – все так же хорошо, как и у Volotea, однако зарегистрироваться бесплатно онлайн можно лишь за сутки. Последние разы мне попадались новенькие самолеты A321, где для ног достаточно места (в отличие от старых самолетов, где приходилось сидеть враскоряку). Пересаживаться не возбраняется.

Третье место - RyanAir

Третьей стала RyanAir. Крупнейшая авиакомпания мира (за исключением США и Китая) изменила способ доступа к брони. Если раньше достаточно было фамилии и номера брони, то теперь необходим адрес почты, указанный при оплате билета. Это делается для того, чтобы отсечь агентов по продажам и стимулировать прямые продажи на сайте конечному пользователю. Это очень нехороший знак. Такое обычно происходит обычно перед повышением тарифов. Для людей, кто покупает билеты российскими картами через посредников это дополнительная сложность, ведь у пассажира фактически нет доступа к своей брони. Онлайн регистрацию осуществляет за пассажира агент и высылает посадочный на почту. У меня это произошло один раз за 23 часа до рейса, один раз за 3 часа до рейса, один раз за 8 часов до рейса. Кстати они вроде бы первые из авиакомпаний мира не только восстановили ежемесячный пассажиропоток, но и ставят рекорды по перевозке. В мае 2022 года – 15,4 млн пассажиров, что стало лучшим результатом за все годы (для сравнения «Победа» перевезла в мае 2022 года – 0,79 млн. пассажиров). Попросил воды - дали бутылку бесплатно. В салоне разрешают садиться вместе.

Как и Победа все эти авиакомпании являются LowCost, поэтому все дополнительные услуги надо оплачивать. В минимальный тариф, которым я пользуюсь включена лишь ручная кладь 40-30-20 (то есть небольшой городской рюкзак). Ни разу размер моей ручной не проверили.

RyanAir также оказалась единственной, кто заказывает только один трап, а из передней двери высаживает пассажиров, используя встроенный в самолет. Видимо на этом экономится копеечка.

А теперь о скорости прохождения всех процедур. В аэропортах Европы при перелетах внутри Евросоюза действует такая схема: “Досмотр вещей – Проверка паспорта и посадочного – Посадка.” Быстро и просто.

 

Аутсайдер - “Победа”

На последнем месте оказалась «Победа» (Белавиа я не рассматриваю в этом рейтинге, так как формально это «национальный перевозчик»).

Сначала о плюсах – авиакомпания является очень эффективной, эксплуатирует самолеты очень плотно, очень высокий load factor, что является результатом качественной ценовой политики и оптимальной маршрутной сетки. Персонал вежливый, дисциплинированный, видно, что ведется постоянная работа в этом направлении.

Недостатки

Эти минусы в первую очередь относятся не к авиакомпании «Победа», уверен, оперируя на европейском рынке, компания вела бы себя иначе, а к российскому менталитету.

Основной минус – скорость обслуживания в аэропорту. Если со скоростью обслуживания воздушного судна все в порядке – оборачиваются самолеты быстро. То вот пассажирам приходится тяжелее, ведь им приходится столкнуться с гораздо большим количеством предполетных процедур.

Для начала – в российских аэропортах регистрация на стойке обязана быть бесплатной (у других авиакомпаний это очень дорогое удовольствие, ведь за обработку каждого пассажира авиакомпания платит аэропорту). Поэтому в Победе сделали предварительную регистрацию доступной лишь при платном выборе места. Хочешь сэкономить – будь готов приехать в аэропорт на 30 минут раньше и отстоять очередь на стойку.  Все стойки обслуживают сразу все рейсы авиакомпании, поэтому выглядит все это несколько сумбурно.

Как я уже упомянул, у всех лоукостеров примерно одинаковая багажная политика, но лишь «Победа» проверяет соответствие багажа заявленным габаритам. За последние 10 лет я совершил несколько сотен перелетов, но ни одна авиакомпания мира не требовала от меня, чтобы сумка не просто влезла в рамку, но, и чтобы «крышка отсека должна касаться рамы отсека, вы не имеете права придерживать крышку рукой, сумка должна свободно входить в отсек». Начнем с того, что в других калибраторах просто нет крышек! Вот за эти незаконные требования я никогда не поставлю Победу в лидеры авиарынка. Опять же это обусловлено “россиянскостью” пассажиров. Если в Европе тихонечко нарушат на пару сантиметров размеры рюкзака, то у нас при отсутствии тотального контроля попрут гигантские баулы на борт. Однако в этом аспекте у “Победы” получился перегиб, от которого реально страдают и персонал и пассажиры.

И третья проблема в том, что в России слишком много денег. А так как в России слишком много денег, то на непочетные профессии набирают мигрантов. А так как трудоустроены мигранты, то собственное население остается безработным. А так как в стране большая доля слабо образованных людей, то возникает проблема, куда же их пристроить. Сначала формируется штат полиции, потом появилась Росгвардия, следом гигантское число охранников и проверяющих. Последним приходится создавать видимость деятельности, поэтому пассажиры страдают от лишних проверок и досмотров.

Поэтому в российских аэропортах я страдаю от дополнительных дублирующих проверок. Процедура вылета из Питера на крыльях «Победы» выглядит так: “Сканирование при входе  – Получение посадочного на стойке - Проверка паспорта и посадочного – Досмотр вещей – Проверка паспорта и посадочного – Посадка”. Все теряют кучу времени, но решен вопрос трудоустройства.