LatestRussia tripТехнологииТранспорт

Российский речной флот

Навигация по рекам России была основным способом перемещения грузов и пассажиров в течение столетий. И так длилось вплоть до заката Советского Союза в 1991 году.

Котельнич

Возьмем к примеру, уездный городок. Население там было в лучшие годы чуть более 30тыс. человек. Однако был речной грузовой порт, судоремонтный завод с сухими доками, пассажирская пристань. Как это выглядело? Поможет нам краеведческая информация и сайт PastVu:

Насколько развито было судоходство в уездном городе, покажет следующий снимок. А ведь это даже не областной центр.

Был тут и грузовая пристань с отдельной железнодорожной веткой. Времена развития СССР:

1980-е годы:

РЭБ Халтурина или судоремонтный завод

Здесь корабли не только чинили но и строили, к примеру, такие баржи:

Пассажирское судоходство

Даже дебаркадеры были построены разные в разные времена.

В царские времена:

Удивительная архитектурная достопримечательность:

Этот дебаркадер проще, но справляется с функционалом.

Самое современное судно, которое тут видели - это ЛУЧ-18 постройки конца 1980-х годов. 40литров в час, или 120 литров на 100км пути. Да, в 3 раза менее экономично, чем на автобусе, но гораздо романтичней.

Но в 21 веке никакие рейсовые корабли от Котельнича не отплывают. Россия потихоньку деградирует.

Что же можно увидеть на реке?

Только “галошу” ПС, которая пристает к необорудованному берегу

Кораблик построен в 1983 году и уже 40 лет на ходу!

Вы спросите, а может в других городах иначе и там огромные корабли бороздят реки и озера, оказывая качественные услуги населению? Ага-ага.

Частное коммерческое судоходство

Вот примерно так выглядят достижения частного кораблестроения (когда из бюджета не вываливаются миллиарды) в Туле:

photographed by Lex

или в городе Суздаль:

А вот еще один вариант неопределившегося - вроде это катамаран, но написано трамвай, а шашечки как у такси:

Тем временем в частное судостроение в Италии:

Это конечно не честно, я поставил рядом морское судно и кораблики для мелкой речки, но поражает сам факт, как такие российские лоханки вообще признали за судно и допустили к перевозке пассажиров.

Строят же у нас нормальные суда? Строят!

Есть такой знаменитый проект А45-90.2, скажете вы. Супер круизник Андрей Дыбенский, строительство которого финансирует государство?

Во-первых, я сразу уточнил, что мы говорим о частном судостроительстве, а не за гос. счет. Но даже если это отбросить посмотрим как выглядит в 22 году корабль, который должен в навигацию 23 года обслуживать пассажиров.

Надо понимать, что куча денег выделена, их уже не вернуть, но дальше корпуса ничего не продвинется и в этом году. Почему? Потому что все силовые установки производятся в Японии, Латвии, Франции, электроника управления - французская, немецкая и американская. В текущей международной ситуации понятно, что эта железяка поплывет, только если на буксире.

Но есть же у нас успешные проекты?

Да, в 2022 году на воду были спущены разные пассажирские корабли:

В частности Метеор 120Р стоимостью 400-590 млн. рублей из бюджета страны с немецким двигателем MAN.

Есть Метеор 2020 за 400-617 млн. рублей с немец… простите, китайской копией немецкого двигателя MAN. А это судно но подводных крыльях и неясно, хватит ли мощности китайца поднять на крыло корабль через год. Причем его как-то странно спустили - не до конца. Стоит на опорах. Показуха с шариками, посмотрим, сможет ли плавать это чудо-юдо.

Есть Валдай 45р по цене около 100 млн. и тоже с немецким двигателем MAN, вместо которого тоже пытаются присобачить китайца, но не очень успешно.

Вся прелесть этого судостроения в том, что, по сути, и процесс строительства, и процесс эксплуатации, являются лишь способом вывода бюджетных средств в карманы. Федеральный бюджет оплачивает строительство корабля. Потом его получает лизинговая компания. Из регионального и федерального бюджетов выделяются дотации эксплуатанту на выплату лизинговых отчислений. За саму эксплуатацию также платят региональный и федеральный бюджеты. Как только в этой цепочке на секунду остановится бюджетный поток, суда тут же продадут в Китай, ну или выкинут ржаветь на берег.

К примеру. Валдай 45Р расходует в час 110 литров горючего. В него вмещаются 45 пассажиров. Понятно, что если учитывать только топливо, то за часовую поезду каждый пассажир должен оплатить 3 литра горючего - это с запасом. То есть 150 рублей. За поездку в 12 часов - 36 литров, а при заполненности наполовину - 72 литра. То есть 3600 рублей - это с запасом. Но по какой-то причине продавая билеты по цене от 8 до 10 тысяч рублей, эксплуатирующая организация умудряется терпеть убытки! Либо у них меньше 10 человек плывут, либо где-то деньги пропадают. По свидетельствам очевидцев, на маршруте, о котором я говорю, пассажиров в корабле бывает от 50 до 100% от вместимости.

Возникает вопрос, почему в России строительство кораблей убыточно, содержание кораблей убыточно, эксплуатация убыточна? А в других странах наоборот?