Виды храмовых зданий в Таиланде

Прежде чем говорить о храмах Аюттаи, давайте разберемся, а как вообще выглядит архитектура Таиланда.

Целостной архитектуры Таиланда долгое время не было. Как и самого Таиланда. Темные периоды бывают в истории каждого государства, однако гиды, рассказывая о Таиланде часто упоминают, что Таиланд никогда не был ни чьей колонией. Формально это правда, однако их союзнические отношения с Англией, были сродни вассальным. А вот как выглядела карта территорий в разные времена, когда Таиланд терял независимость (столица государства была захвачена)

  • 6-11 века – это часть царства Дваравати, сильно влияние монской культуры. Строительство ступ. Причем Таиланда еще нет ни в какой форме. Ненадолго захватывают местную территорию войска царства Шривиджая.
  • 11-14 века – это часть Кхмерской империи. Строительство зданий похожих на пранги.

  • 13-14 века – первое тайской царство Сукхотай.
  • 15-18 века – Царство Аюттая дважды уничтожается бирманцами. Сначала в 16 веке при царствовании династии Тянгу

Потом, в 18 веке при царствовании империи Конбунг

  • 1767 год – Бирма захватывает Аюттаю и наступает самый тяжёлый период в истории архитектуры – почти полное разрушение архитектурного наследия. Через 10 лет Бирманцы побеждены, однако только из-за того, что в войну с Бирмой в тот же период вступил Китай, потом Англия. Эти войны ослабили Бирму и Таиланд отвоевывает территории назад.
  • 14-19 века – период феодализма.
  • 20 век – период западничества (большой дворец Чакри, Бангкок).

 

Виды зданий:

 

Ступа

Практически не сохранившаяся архитектурная форма, наподобие пирамиды с нишами. Наследие традиций Дваравати. Вообще деление на ступы, чеди и пранги достаточно условное и однозначной классификации не существует даже у тайцев. Причем подвидов таких сооружений выделяется очень много. Мы же будет делить упрощенно. Многие говорят, что ступа квадратная в основании, а чеди круглая, но как же тогда быть с Wat Chedi Luang, у которого название “чеди”, а сам храм квадратный? Я для себя определяю так – если в объеме сооружения преобладает пирамида с нишами для Будды – это ступа, если колокольная форма и ниш мало или нет – то чеди. А с прангом все просто – кукурузный початок не спутаешь.

 

Чеди

 

Вытянутое вверх сооружение с «колоколом» и шпилем в небо. Влияние дваравати и монов. Архитектурно стиль можно определить как индо-сингальский или монско-бирманский. Может быть центральным элементом храмового комплекса (Патом чеди в Накхон-Патоме, интересна тем, что это чеди построенная поверх пранга), может быть второстепенным или даже декоративным.

Пранг

Вытянутое вверх сооружение с «кукурузным початком» наверху. Чем более тонкий початок, тем более позднее сооружение. Толстые початки – признак влияния кхмеров. Может быть центральным элементом храмового комплекса (Ват Арун в Бангкоке), а может быть второстепенным. Я умышленно показываю только один храм – Ват Арун – он один из самых красивых в Бангкоке и доступных как по цене, так и по либеральным правилам посещения, никто не будет запрещать вам делать фотосессию и подниматься на второй ярус. По декоративному оформлению перекликается с парком Гюэль в Барселоне. А другие интересные пранги можно посмотреть в статье про Аюттайю.

Убосот

или Бот – прямоугольное здание, где проводятся священные действия монахов. Тут же хранится главная реликвия храма. Бот может быть только один в храме или монастыре. Как правило, вокруг находится 8 камней Сема – для охраны от злых духов. Этот тип зданий, как и перечисленные ниже вихара и мандапа считаются специфическими для Таиланда и впервые упоминаются в период царства Сукхотай. В Убосот обычно не допускаются женщины, но в последние годы это правило исполняется не всегда.

Сема

или Бай Сема. Охранные камни в количестве 8 (иногда и больше) штук устанавливаются по периметру вокруг Бота, чтобы создать защитную границу от злых духов. Являются символическим изображением листа смоковницы (фигового дерева, инжира), под которыми Будда обрел просветление.

Месторасположение камней Бай Сема определяется еще до начала строительства Убосота. Для этого используются сферы “Лук Нимит”: восемь будут потом накрыты камнями Бай Сема, а девятая – статуей Будды внутри Убосота.

Устанавливаются камни по 3 вдоль каждой длинной стороны Убосота, и по одному – спереди и сзади.

Вихара

или Вихарн – прямоугольное здание, где допускаются как священные, так и светские мероприятия. Вихар может быть несколько. Вихара, как правило, самое крупное здание в храме или монастыре. Существует несколько разновидностей Виханов, но мы будем все их называть одинаково, для простоты. Исторически Вихан – это здание, где жили монахи. Сейчас это не всегда так.

Одно из самых известных зданий в Аюттхае – это Viharn Phra Mongkhon Bophit, именно из-за него разгорелся конфликт между тайцами и европейцами. Храм был сильно разрушен, и европейцы предлагали законсервировать остатки в оригинальном состоянии, но представители Таиланда предлагают по мере возможности реставрировать все храмовые сооружения Аюттхаи.

Viharn Phra Mongkhon Bophit, Ayutthaya, до реставрации.
Viharn Phra Mongkhon Bophit, Ayutthaya, после реставрации 2015 by norD79

Сала

Или салас – беседка “крыша на ножках”, если она стоит на територии Вата (храма) называется “СалаВат”. Служит для защиты людей от солнца и дождя во время ожидания или бесед. Автобусная остановка – это тоже “сала”:

 

Мандапа

Мондоп – хранилище священных текстов, библиотека, тут же хранились некоторые другие реликвии. Увенчивается шпилеобразной пирамидой. Иногда выделяют два типа зданий – мондоп – хранилище реликвий и хотрай – хранилище книг, в том числе светских. Мондопов может быть много в Вате, поэтому главный называют – “Пхра Мондоп”.

Прасат

Обычно крестообразное здание со шпилем в центре, обозначающее присутствие Будды или Короля, как центра, пика всего сущего. В качестве шпиля может использоваться шпилеобразная пирамида (как правило королевские помещения), кукурузкой (как правило прасаты в составе монастырей), а также в форме монгкута – королевского головного убора (ярусный конус елочкой).

Prasat Phra Thep Bidon, Wat Phra Kaew, Bangkok

Хо ракханг

Колокольня. Иногда, в основном в храмах, построенных в регионах китайского влияния, колокольни строились с барабанами внутри. Обычно по колоколу ударяли снаружи.

Пхра рабиенг

Перистиль, внутренний двор вокруг Убосота, окруженный колоннадой, в которой часто располагают статуи Будды. Если зачастую в убосот обычные граждане не допускаются, то во внутренний двор зайти обычно можно.

Конечно в храме может быть несколько других зданий – крематории, технические помещения, иногда ворота настолько массивны, что по совместительству являются мондопами или вихарнами. Надеюсь этот материал поможет разобраться, что вы видите перед собой, оказавшись в тайском храмовом комплексе.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *