Собянинское не плавает

Все слышали про Синичку? Про разрекламированный проект города Москвы по созданию общественного водного транспорта?

Напомню, проект по договору должен быть запущен 1 июля 2022 года на двух линиях по Москве-реке. 17 июня должны быть открыты первые причалы, а точнее 5 больших и 7 малых причалов! Посмотрим, успеют, или как всегда? Ведь за ввод в эксплуатацию этих причалов города платит Водоходу 75 миллионов за каждый маленький и 100 млн рублей за каждый большой.

Надеюсь турникеты будут не на входе в лодку, а на входе в причал, иначе на каждой остановке корабль будет терять несколько минут. Обратите внимание, что в автобусах и трамваях турникеты на входе в салон убрали именно поэтому. Наступят ли собянинские лодочки на те же грабли?

Начало навигации

С 1 июля по реке должны бегать 9 кораблей “Синичка”, до конца года они совокупно должны пройти более 250 тыс. километров, за это город дополнительно заплатит 1 млрд. рублей.

5 судов по маршруту №1 “Фили – Киевский вокзал” будут ходить по маршруту длиной 11 км за 70 мин., в день будет 30 рейсов с интервалом 32 минуты. Причем этот порядок движения с 1 июля до 29 октября. В дальнейшем кораблики будут ходить чаще и с большим количеством остановок.

4 судна по маршруту №2 “Печатники – Автозаводский мост” будут ходить по маршруту длиной 9 км за 60 мин., в день будет 28 рейсов с интервалом 34,5 минуты. Причем этот порядок движения с 1 июля до 29 октября. В дальнейшем кораблики будут ходить чаще и с большим количеством остановок.

Примерно 19,5 миллиардов рублей, что более 300 миллионов долларов будет заплачено за перевозку пассажиров по реке. Удивительно то, что за эти деньги в период с 2022 по 2036 годы будут возить пассажиров, а вот после этого периода у города не останется ничего. То есть, это цена лишь за услугу по организации перевозок и создание сети причалов. Причем после окончания срока контракта и корабли и причалы останутся в собственности компании “Водоходъ”. Именно поэтому они делаются съемными. Даже если не учитывать стоимость услуги по вводу в эксплуатацию причалов и служебных помещений стоимостью почти 3 млрд. рублей, стоимость судокилометра составит по плану около 1500 рублей.  Если предположить, что пассажир преодолевает в среднем 8 километров на общественном транспорте, делая одну пересадку, то путь на корабле составит примерно 4 километра. Учитывая вместимость судна около 40 человек, то при 50% загрузке расходы на перевозку одного пассажира составят: 1500*4/20=300 рублей.

Для сравнения, в Бангкоке, средняя стоимость перевозки пассажира на лодке составляет 40 рублей, что позволяет владельцу получать прибыль.

В Венеции, где средняя зарплата в 3 раза выше чем в Москве, стоимость проезда на лодке вапоретто составляет 1,5 евро, то есть 100 рублей для жителей. Естественно, компания тоже работает не в убыток себе. Суда работают на дизеле, который в 3 раза дороже, чем в России. Почему же в Москве город готов платить 300 рублей за одну поездку поставщику услуг? Притом, что кроме того, город за свой счет предоставляет энергоснабжение в размере примерно 6 000 000 кВт/час. При цене кВт/час около 5 рублей расходы города только на электричество составят 30 млн рублей в год, или почти полмиллиарда рублей за все время исполнения контракта. Интересно, сколько еще скрытых расходов понесет город. Так что в 20 млрд рублей не уложиться Собянину никак. А значит, итоговые расходы города перевозку одного пассажира составит намного больше 300 рублей.

Естественно, большой брат будет следить за нами. Для этого на маленьком причале будет 18 видеокамер, в том числе 6 камер для распознавания лиц. На большом причале будет 21 камера видеонаблюдения, из них 6 с функцией распознавания лиц. На каждом кораблике будет 10 видеокамер.

Лодочки в Бангкоке

В районе Минбури есть маршрут из 12 остановок длиной 11 км, что похоже на маршруты в Москве. Интервал движения там тоже полчаса, лодочек там тоже в эксплуатации 12, они также электрические. А теперь давайте сравним стоимость. Проезд бесплатный.

Причалы построило государство, лодки построили на государственной верфи. Месяц работы сервиса обходится городу в 1,8 млн бат, то есть около 3 миллионов рублей.

За год набегает менее 40 миллионов рублей. Сравните с суммой в 1 миллиард, которые платит Москва за тот же период, не считая сопутствующих расходов.

Да, в Таиланде лодочки не такие крутые и причалы страшненькие. Но со своей работой в качестве общественного транспорта справляются. При этом Бангкок тратит в 10-15 раз меньше в пересчете на судокилометр!

Интересно, сколько будет стоить проезд для жителя Москвы на водном общественном транспорте? Пусть больше, чем в Бангкоке, но наверняка меньше, чем в Венеции.

Какие косяки в московских кораблях я уже заметил.

Неадекватная планировка салона

Не соответствующая декларированным задачам использования в качестве городского общественного транспорта. Даже в поездах не такие большие столики, а в них люди проводят дни. Выглядит как кафе-коворкинг, сразу видно, что проектом занимались не профессионалы в области водного общественного транспорта.

Безвкусная мультихромная подсветка.

Если подсветку сделать так, как показано на фото, то свет будет слепить пассажиров, и засвечивать окна. Удивительно, но на рендерах нет ходовых огней и трапа.

Удивительно сложная конструкция судна.

Усиленную конструкцию нижней части судна можно легко объяснить необходимостью работать во льдах, ведь навигация будет круглогодичная. Корабли должны ходить в мелкоколотом  льду толщиной до 20 сантиметров. Интересно, хватит ли у Москвы ледоколов для работы в морозные дни. Ведь сейчас он 1 на весь город вроде.

Это крыша корабля. Зачем столько металла? Какие нагрузки планируются на кровлю? Посмотрите, какая простая рама используется у тайского катамарана вместимостью 250 человек:

Неправильное освещение салона.

Зачем было делать панорамные окна, если на них вешают навигационное табло с подсветкой. Можно было сделать обычные окна, или оставить нетронутое панорамное остекление.

Замечательная лампочка акцентного освещения. На первый взгляд. Проектировщики даже озаботились тем, что пассажир сам может регулировать горизонтальный угол освещения. Но каким бы узким его ни делали, лампа будет слепить пассажиров сидящих у противоположного окна. Потому что нужно думать, когда проектируешь. К примеру, есть лампы Zafferano Lampes à porter – которые миниатюрны и дают хороший свет вниз, не слепя окружающих.

К примеру светильник Pina Pro: он светит вниз. он маленький, он выпускается в темном корпусе. идеальный вариант, когда нужно освещение, которое светит только на стол, а не в глаза.

Выгрузка и погрузка с торца судна

Это приводит к увеличению времени стоянки и швартовки. Интересно, насколько будут приятны причалу удары судна. А как насчет безопасности, вдруг не сработает обратный ход и корабль врежется на скорости в причал? Спросите любого яхтсмена, какая швартовка проще – бортом, или кормой. А носом вообще редко встают.

Плохой маршрут

Нигде я такого не видел, чтобы маршрут не проходил по центру города. Это сделано в угоду экскурсионному транспорту, который дороже и ходит по центру. Ну извините, давайте еще автобусы и метро отменим в центре, и оставим такси класса “бизнес”, в угоду элитным таксопаркам. Если мы создаем общественный транспорт, то он должен ходить там, где нужен, именно так происходит в Бангкоке и Венеции. Когда водный автобус ходил по Парижу, то маршрут был тоже там, где он был нужнее всего – в центре. Удивительно, но сервисный технический маршрут “синичек” проходит через центр города. Почему же обычные москвичи не могут там плавать? А у нас власти города не только готовы отдать безумные деньги частному подрядчику, так еще и маршрут обрезали так, что его практическая ценность стремится к нулю. Единственный мотив для использование лодочек по маршруту №1 это съездить жителю Москва-Сити погулять в парк Фили, ведь в самой Москва-Сити, кроме стекла и асфальта ничего нет. Да жители Мнёвников могут сплавать в театр Петра Фоменко.  Но вряд ли решение таких задач создаст ощутимый пассажиропоток.  С маршрутом №2 тоже непросто. Единственное применение, что я придумал – это доставка пассажиров из недешевых новых жилых комплексов ЗИЛа и Нагатинского затона в торговый комплекс “Остров мечты”.

Плюсы

Из хорошего я бы отметил, что и на причалах и на судах должен быть санузел, что выгодно будет отличать российский транспорт от зарубежных аналогов. Это в случае, если он будет в принципе. 1 июля собираюсь покататься на новых лодочках и сделать подробный отчет.

P.S. Все данные и фото из открытых источников и официальных сайтов, в том числе с сайта госзакупок.