Леность альтернативной позиции.

Нынешнее время – отсутствие потребности самостоятельного мышления. Уже который раз я замечаю, что люди, способные, неглупые, просто повторяют чужие слова и чужую точку зрения, не пытаясь прилагать интеллектуальные и эмоциональные усилия даже для собственного удовольствия. Это можно назвать интеллектуальной апатией или эмоциональной слепотой… не знаю, как объяснить точнее.

Возьмем, к примеру Большую Глина №4 – скульптуру около нового арт-центра ГЭС-2. Я сейчас, конечно, не буду говорить о том, что говорят 90% принципиальных критиков с фекальным взглядом на искусство. Я не буду говорить о 5%, кто является профессионалами искусства, но тоже радикально настроен. Я хочу рассмотреть те 5% высказываний, которые защищают этот объект.

К огромному своему удивлению, я обнаружил подавляющую идентичность мнений, или ошибочность позиции у таких «профессионалов».

Сначала про ошибочки.

Вот как высказывается Григорий Ревзин, архитектурный критик, партнер КБ Стрелка:

Собственно, «Большая глина»-4 на ГЭС-2 от Калашникова ничем в плане аккумулирования вокруг себя негодования не отличается, кроме того, что собирает вокруг себя неприязнь к ваянию в чистом виде, поскольку ничего не значит, а просто есть.

Значимость объекта каждый определяет сам, а не господин Ревзин своим диктатом.

Содержания тут было бы не больше, чем в стоптанном башмаке, прибитом к двери мастера по ремонту обуви, если бы не общественный скандал.

 

Искусствовед Мария Мороз @onamoroz и историк искусства и архитектуры Ксения Григорьева @kseniagr (они еще и лекторы в @synchronize_art):

Урс Фишер делает акцент на идеи и эмоции зрителей, а не на визуальную привлекательность

О май гад, а что, какой-то художник сейчас делает просто «красиво», без желания вызвать эмоцию? Это будет иметь какое-то отношение к творчеству?

Во-первых – это отсылка к акту творения, во-вторых это продолжение того, с чего Фишер когда-то заехал в Москву в 2016 году

Угу, продолжение… Big axe появился на 2 года позже вообще-то.

Также происходит с «Большой глиной» – мы смотрим на нее, возмущаемся и тут же сталкиваемся с собственным «я» и своими чувствами.

Это что за парапсихология где я сталкиваюсь с собой

Скульптуру Фишер уже показывали в Нью-Йорке и во Флоренции. И там она действительно смотрелась лучше.

Ну да, ну да. Вы там были и видели ее?

Вокруг были высотные здания, они обрамляли скульптуру, как кулисы, так, что она не выбивалась из городского ландшафта…

Ага небоскребы на Piazza della Signoria, Конечно Palazzo Vecchio в два раза выше ГЭС 2, но не настолько, чтобы считать его небоскребом

В результате она существует сама по себе, не в очень тесном диалоге с городом. Из-за этого ее сложнее воспринимать, чем в Нью-Йорке и во Флоренции».

А как вы думаете почему подиум был поставлен у реки, не для того ли, чтобы выставленный на нем объект привлекал внимание? А уж про диалог с городом… Во Флоренции она выглядела максимально чуждо, гораздо контрастней чем в Москве.

Но потом я узнал, что Ксения Григорьева работает экскурсоводом в «Москва глазами инженера», где фактология и достоверность не имеет никакого значения. Да-да, это те ребята, которые возят туристов в Калининград и рассказывают, что через Кнайпхоф проходили 20 трамвайных маршрутов (это конечно не так). Это ребята, которые водят двухчасовые экскурсии по 1800 рублей за человека, причем гиды не являются иногда ни инженерами, ни историками, ни даже просто фанатами своего дела. Унылый гид, без хорошей базовой подготовки, без умения работать с публикой, без знания специфики и нюансов истории объекта, по которому он водит людей… что может быть хуже за 1800 рублей. Объективности ради так бывает не всегда, среди коллектива есть и увлеченные знающие люди.

В общем все критики позитивщики говорят теми или иными словами о трех моментах:

  1. Это глина как символ ваяния, творчества. (однако никто не углубляется в анализ этой темы).
  2. Эта скульптура провокативно задумана изначально, чтобы эпатировать публику, вызывать на негативную эмоцию (а это четко опроверг автор в своем интервью).
  3. Эта скульптура у нас временно, до этого стояла в других городах и там она органичней выглядела (очевидно, что это не так. С другой стороны как-то принижают в этом пункте московскую публику, мол куда нам селянам до цивилизованного восприятия).

И практически ничего более. Тем сильнее меня поразила молодая пара, которая в кусках глины искала визуальное сходство с какими-то реальными объектами – «вот силуэт сидящей женщины… А наверху тоже не просто кусок, а человека…» Вот эта чистая простота и открытость, дает надежду, что чуть развившись они сохранят свой взгляд на искусство, а не будут поверхностно копировать три набивших оскомину вышеуказанных момента.

Для чего это я писал? Чтобы вы посмотрели мои фоточки этого объекта, чтобы вы почитали мой обзор, претендующий не некое погружение в тему.

Большая глина у меня вызвала неподдельный интерес не сама по себе. В ней для меня нет особо глубоких подтекстов и смыслов. Дело в том, что меня самого, во время краткого визита во Франкфурт удивила скульптура Жана де Кока из его проекта Occupy Main Street.

2021 by norD79

И удивило больше то, насколько идея, заложенная автором не считалась мной в том месте, где скульптура была расположена. Мне будет интересно, что вы скажете об этом творении? Оно тоже аморфно… вернее амфорно… 😉 Тоже по своей конструкции противоречит стилю окружающего пространства, однако интегрируется в него благодаря своему цветовому решению. Именно поэтому я решил поразмышлять и поделиться своим мнение про Большую глину.

2021 by norD79

Посмотрите, как удивительно она вписывается в пространство – папиллярные линии на глине будто рябь на воде – точное попадание в цвет.

Удивительно, но в других странах появляние арт объектов различного рода вызывает гораздо более спокойную реакцию, чем в Москве.

“Палец” Сезара Бальдаччини. 2015 by norD79

Меня даже радует это небезразличие, эта максимальная степень внимания к такому не очень значительному событию. Жаль, что такого же внимания у общественности не вызывают другие, гораздо более менее приятные происшествия в нашей стране и городе. Или эта тема –  своеобразная спасительная гавань, где люди могут вылить свою накопленную энергию недовольства, без опасения быть арестованными за «неправильное» мнение?

И конечно я не могу не упомянуть про IT. Скульптура де Кока находится около главного храма Франкфурта с 2017 года, но ее нет ни на профессиональной карте Google, ни на любительских OSM и Wikimapia. А вот Большая глина оказалась зафиксирована в ГИС уже через пару дней и на коммерческой Yandex и в обеих любительских системах. А Google и тут спит. В чем-то у нас все же очевидное превосходство перед западными странами.

А если уж хочется бороться с чем-то действительно уродливым, так сражайтесь с Патриаршим мостом через Водоотводной канал. Большего уродства и тупости конструкции невозможно придумать. Это пешеходный мост, на который невозможно зайти. Вход на мост только через один из подъездов здания рядом! И там два или три лестничных пролета!!! С другого берега тоже без ступенек не спуститься!!!!!

Вот это настоящее дерьмо.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *